Легкий воблинг на 70 км/ч

Мичман

Активный участник
908
0
МОСКВА
  1. BMW R 1200 GS Adv
причина воблинга в том, что подвеска не успевает отрабатывать неровности и колесо их начинает компенсировать поворотами
Такого я точно еще не слышал...А как же воблинг на новом асфальте???А почему колесо начинает колбасить в полете при отрыве от покрытия???Тоже подвеска не успевает отрабатывать???
 

Jorghe

Активный участник
271
0
Екатеринбург
  1. BMW K 1600 GTL
Что именно улыбнуло???

- - - Добавлено - - -

Половина мотоциклистов убеждены,что воблинг напрямую связан с центральным кофром и начинается из за него...И это не шутка

Перегруз задней части мотоцикла является одной из причин воблинга, а не конкретно центральный кофр.
У меня на ГТЛ воблинг на больших скоростях только в повороте появлялся, лечился обычным плавным закрытием газа. Но народ как только не лечит, кто газ добавляет, кто задний тормоз прижимает, кто пригибается к рулю..
 

Мичман

Активный участник
908
0
МОСКВА
  1. BMW R 1200 GS Adv
Тоже подвеска не успевает???

- - - Добавлено - - -

Перегруз задней части мотоцикла НЕ является одной из причин воблинга...Худшее зацепление переднего колеса с дорогой усиливает воблинг и мешает колесу стабилизироваться...Сбросом газа вы загружаете переднее колесо и все встает на свои места...

- - - Добавлено - - -

Вобблинг
[править | править вики-текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 января 2014; проверки требуют 18 правок.
Вобблинг, шимми (англ. wobbling, wobble, «шимми», в народе — расколбас) — эффект возникновения автоколебаний в системах управления транспортных машин, возникающий на больших скоростях и приводящий к потере контакта с опорой и/или к разрушению конструкции. Название «шимми», принятое в отечественной литературе, происходит от популярного в начале XX в. танца, для которого характерно быстрое покачивание плечами вправо-влево. Частота и амплитуда колебаний в каждом конкретном случае зависят от конкретных характеристик элементов конструкции.

Шимми особенно опасно тем, что возникает только на больших скоростях движения. Самые опытные гонщики могут попасть в такую ситуацию, что регулярно наблюдается в соревнованиях на трассах шоссейно-кольцевых мотогонок. В авиации были случаи разрыва колёс и излома стоек шасси, разрушение крыльев самолетов и лопастей вертолетов.

Вобблинг на мотоцикле возникает, когда управляемое колесо после отбоя от дорожного покрытия приземляется уже под некоторым углом относительно курса движения мотоцикла. При этом, в результате наклона вилки и выноса оси колеса вперед по отношению к оси поворота вилки, возникает импульс, толкающий руль в противоположную отклонению сторону, что на относительно малых скоростях способствует сохранению равновесия и направления движения. Но если скорость значительно превышает расчётную, то при определённом соотношении сил, действующих на вилку, импульс получается слишком большим, и руль отклоняется дальше, чем направление по курсу.

Физика явления[править | править вики-текст]
В момент получения импульса, толкающего колесо в сторону, противоположную отклонению от курса, часть энергии гасится амортизатором, что автоматически увеличивает следующий интервал времени отрыва колеса от дорожного полотна — когда рама и амортизатор отработают обратный ход и произойдёт переброс руля в противоположную сторону. В результате возникает положительная обратная связь, ведущая к нарастанию колебаний с частотой 4—10 Гц управляемого колеса относительно курса. Причиной возникновения такой реакции могут послужить неправильно рассчитанные характеристики амортизаторов, пружин подвески, неровности дороги, особенно периодического характера (покрытие типа «стиральная доска»), характер разгона и т. д.

С точки зрения ТАУ шимми — неустойчивость системы регулирования, включающей в себя, кроме конструкции руля, вилки, амортизатора и пр. и действия водителя.

Явление шимми обычно связывается с деформацией шины колеса. Однако, оно наблюдается и на недеформируемых (стальных) колёсах. Как показано В. Ф. Журавлёвым и Д. М. Климовым[1], шимми полностью объясняется, если, помимо обычно рассматриваемых сил, ввести многокомпонентные силы сухого трения.


Основная опора шасси предсерийного самолёта Як-42 с гидравлическим гасителем колебаний «шимми»
Борьба с шимми[править | править вики-текст]
Теория возникновения шимми на автомобилях разработана в СССР академиком Е. А. Чудаковым в середине 30-х годов ХХ века. Борьба с шимми на автомобилях сводится к закладке в конструкцию передней подвески параметров, обеспечивающих самостабилизацию колес — статическую (развал, кастер) и динамическую (схождение и тщательная балансировка самих колес, обязательное демпфирование подвесок). Первым серийным автомобилем с подвеской, рассчитанной на противостояние возникновению шимми, был отечественный ГАЗ-М1.

Способы пресечения шимми на самолётах — флаттера — во время Великой Отечественной войны успешно изучал М. В. Келдыш, в 1946 году он получил Сталинскую премию за преодоление флаттера на самолётах. Теория противостояния флаттеру стреловидным крылом разработана С. А. Лавочкиным в 1948 году.

Флаттер на вертолётах был успешно преодолен в результате научно-практических работ советского авиаконструктора М. Л. Миля.

Возможности выхода из шимми на мотоцикле: вначале — открытие газа (ускорение), расслабление рук, перенос веса тела ближе к задней оси. Далее, на «раскачке»: на прямых — сильное плавное торможение задним колесом; в поворотах — общепринятой тактики не существует.

Эффективна установка рулевого демпфера для компенсации колебаний. Крайне важны балансировка переднего колеса, качество покрышки, исправность вилки, правильно выбранная жёсткость амортизатора.
 

Takeda

Завсегдатай
4,081
19
Москва
  1. KTM 1290 Adventure
Такого я точно еще не слышал...А как же воблинг на новом асфальте???А почему колесо начинает колбасить в полете при отрыве от покрытия???Тоже подвеска не успевает отрабатывать???

Да, не успевает. Разгруженная подвеска не создаёт нужного противодействия силам, действующим на колесо.

И да, идеально ровного асфальта не бывает, но чем он ровнее, тем меньше шансы словить сей эффект.

Что до кофра, на скорости он, независимо от веса, может усиливать разгрузку переднего колеса. А с весом - ещё сильнее. А дальше - см. Выше.

Сброс газа поможет только на самой начальной стадии процесса. Когда руль ходит хотя бы на треть хода, сброс газа лучший способ улететь с дороги.
 
Последнее редактирование:

Мичман

Активный участник
908
0
МОСКВА
  1. BMW R 1200 GS Adv
Это воблинг на больших скоростях...То что ловят спортсмены...В данном случае мы говорим не столько о воблинге сколько о расколбасе на малых скоростях как на видео с мопедом...Не важно большой мотоцикл или маленький физика работает одинаково...
Спорить считаю дальше бессмысленным занятием...Жду когда Владимир доберется до подшипника
 

Takeda

Завсегдатай
4,081
19
Москва
  1. KTM 1290 Adventure
Физика одна и та же на любой скорости. А у мопеда колеса маленькие и подвеска фиговая, потому и скорости меньше.

На предельных режимах воблинг просто быстрее развивается. Особенно при действиях типа открыл - сбросил газ.
 

Takeda

Завсегдатай
4,081
19
Москва
  1. KTM 1290 Adventure
Тема примерно одна и та же. Если при начале шимми резко сбросить газ или иным образом резко загрузить морду, начнётся тот самый воблинг. Это очень просто проверяется на срезанном асфальте, к примеру.

Шимми - это начальная стадия, которая при дальнейших ошибках приведёт к тому самому воблингу.
Кстати, я катался на тээле и с его расколбасами у меня тёплые отношения :)
Самое страшное при воблинге не иметь возможности добавить газ. Тогда только молиться остаётся :)
 
Последнее редактирование:

Jorghe

Активный участник
271
0
Екатеринбург
  1. BMW K 1600 GTL
Странно все это, что от вобблинга советуют. Ну я с физической точки зрения понимаю открытие газа, ибо это разгрузит переднее колесо и уменьшит амплитуду при вобблинге. Но если запас газа небольшой, то совет тормозить задним тормозом, тем самым нагружая переднюю вилку я совсем не понимаю. Уж лучше плавно газ отпускать. И советы типа наклониться вперед тоже загрузят больше переднюю вилку, а советы отклониться назад разгрузят ее.
С физической точки зрения мото сам выправляет какие либо косяки (дорога, тех.дефекты) путем воблинга, не давая мото упасть. Так может максимально не мешать ему это делать, расслабив руки, вцепившись бедрами в бак и удерживая газ?
 

Takeda

Завсегдатай
4,081
19
Москва
  1. KTM 1290 Adventure
Когда ты тормозишь, ты увеличивает нагрузку на перед. Значит и сцепление с дорогой. Если делать это плавно, то ты плавно увеличиваешь противодействие колебаниям переднего колеса. Противодействие приложению слабой силы невелико. Потому и говорят, что задом надо тормозить - зад на тех мотоциклах, где есть воблинг, слабый.

А если резко загрузить переднее колесо, то получишь сильное и резкое противодействие, которое дестабилизирует мотоцикл. Грубо, морда вправо, жопа влево и так далее.
 

Jorghe

Активный участник
271
0
Екатеринбург
  1. BMW K 1600 GTL
Когда ты тормозишь, ты увеличивает нагрузку на перед. Значит и сцепление с дорогой. Если делать это плавно, то ты плавно увеличиваешь противодействие колебаниям переднего колеса. Противодействие приложению слабой силы невелико. Потому и говорят, что задом надо тормозить - зад на тех мотоциклах, где есть воблинг, слабый.

А если резко загрузить переднее колесо, то получишь сильное и резкое противодействие, которое дестабилизирует мотоцикл. Грубо, морда вправо, жопа влево и так далее.

Это теория обратна той, где советуют открыть газ и разгрузить передок
 
Последнее редактирование:

Хулюган

Завсегдатай
1,951
13
Собянинск
  1. BMW R 1200 GS LC
  1. BMW R 1200 GS Adv LC
Я, как человек пересевший на гуся с голды скажу, что на голде, особенно на 1800 моделях, люди ловили расколбас вплоть до раскладки, на ровный дорогах, при разных скоростях, с разной загрузкой мота, при том что это происходит одномоментно, без нарастания амплитуды, но там это решается установкой демпфера и усиленной нижней траверсой, на водяных гусях немцы я смотрю тоже стали ставить демпфер, но вот нужен ли он на воздушке, мне пока непонятно,я просто участвовал в разработке демпфера и крепежа под него на голду, поэтому имея на работе хороший станочный парк могу заморочиться и демпфером на гуся, только вот нужен ли он? демпфер ПЫСЫ :на голду сделали с дистанционным управлением, можно менять степень жестокости на ходу, так как стоял под пластиком. ( прошу как в новичка тапками не бросать, если чего не так спросил)
 
Последнее редактирование:

Oleg GX

Завсегдатай
2,760
0
Тульская обл
  1. BMW R 1200 GS Adv
  1. HONDA
На сухом ГСА не разу не было даже намека на что то подобное! Единственное на хорошем асфальте на перегибе дороге, когда кажется что переднее колесо потеряло контакт с асфальтом( Как при прыжке с трамплина) руль делает одно небольшое колебательное движение право-лево. И тут же успакаивается! Ставьте новую резину Анаке 3 и никакого раскалбаса не будет! На новой резине даже на толстой разметке мот идет как по рельсам! А на подношеном заднем балоне(с полкой) уже на толстой разметке мот не так стабилен.-все из моих наблюдений.

- - - Добавлено - - -

И еще: чем жестче настроена ЕСА-(гидравлика на хард) тем стабильнее мот.
 

Мичман

Активный участник
908
0
МОСКВА
  1. BMW R 1200 GS Adv
Я, как человек пересевший на гуся с голды скажу, что на голде, особенно на 1800 моделях, люди ловили расколбас вплоть до раскладки, на ровный дорогах, при разных скоростях, с разной загрузкой мота, при том что это происходит одномоментно, без нарастания амплитуды, но там это решается установкой демпфера и усиленной нижней траверсой, на водяных гусях немцы я смотрю тоже стали ставить демпфер, но вот нужен ли он на воздушке, мне пока непонятно,я просто участвовал в разработке демпфера и крепежа под него на голду, поэтому имея на работе хороший станочный парк могу заморочиться и демпфером на гуся, только вот нужен ли он? демпфер ПЫСЫ :на голду сделали с дистанционным управлением, можно менять степень жестокости на ходу, так как стоял под пластиком. ( прошу как в новичка тапками не бросать, если чего не так спросил)
Демпфер ни когда ещё не мешал...Управляемость с ним на много приятнее...Думаю Гусь тоже лучше ехать будет с демпфером...Нужно только обязательно регулируемый ставить,что бы на бездорожье ослаблять его полностью
 

Хулюган

Завсегдатай
1,951
13
Собянинск
  1. BMW R 1200 GS LC
  1. BMW R 1200 GS Adv LC
Демпфер ни когда ещё не мешал...Управляемость с ним на много приятнее...Думаю Гусь тоже лучше ехать будет с демпфером...Нужно только обязательно регулируемый ставить,что бы на бездорожье ослаблять его полностью
Я в принципе тоже так думаю, ну что же, будет чем заняться зимой.
 

Takeda

Завсегдатай
4,081
19
Москва
  1. KTM 1290 Adventure
Это теория обратна той, где советуют открыть газ и разгрузить передок

Неа, все о том же. Или больше противодействие (торможение) или меньше сила (газ). Но тормозить сильно сложнее.
 

Oleg GX

Завсегдатай
2,760
0
Тульская обл
  1. BMW R 1200 GS Adv
  1. HONDA
- - - Добавлено - - -

Я в принципе тоже так думаю, ну что же, будет чем заняться зимой.
Это как обьклеивать стены туалета баксами. Можно, только зачем, раз есть обои? Если нет воблинга, зачем демфер? Зачем лишний узел?
 

Мичман

Активный участник
908
0
МОСКВА
  1. BMW R 1200 GS Adv
- - - Добавлено - - -


Это как обьклеивать стены туалета баксами. Можно, только зачем, раз есть обои? Если нет воблинга, зачем демфер? Зачем лишний узел?

Это как "Зачем айфон если можно со старенького телефона позвонить"
Поставил я на выфер демпфер и был счастлив...Не буду говорить сколько раз он меня выручал,но скажу,что без него было совсем грустно...Это на словах не расскажешь...Покатайся с демпфером пару месяцев потом сними его и поговорим на эту тему
 

Oleg GX

Завсегдатай
2,760
0
Тульская обл
  1. BMW R 1200 GS Adv
  1. HONDA
Это как "Зачем айфон если можно со старенького телефона позвонить"
Поставил я на выфер демпфер и был счастлив...Не буду говорить сколько раз он меня выручал,но скажу,что без него было совсем грустно...Это на словах не расскажешь...Покатайся с демпфером пару месяцев потом сними его и поговорим на эту тему
Мы же не про Голду и Выфер? А про Гуся сухого....
 

Мичман

Активный участник
908
0
МОСКВА
  1. BMW R 1200 GS Adv
Олег...Демпфер не только предохраняет от возможного воблинга...Он значительно влияет на управляемость мотоцикла и влияет очень хорошо...Голда,Гусь,Выфер...Повторюсь физика процесса одинакова..Зачем на новом Гусе демпфер в стоке идет???