Джентльмены! Кайфов!
Тема всё-таки и проста и сложна одновременно. И пока что таки не раскрыта.
Раз так, то давайте далее, но подробненько.
Для начала надо подвести итоги предварительных совещаний.
1. Спицованные диски в целом и условно прочнее литых.
2. Литые диски – одна из разновидностей легкосплавных дисков. Так же бывают кованые легкосплавные диски. Доля кованых дисков в мотостроении минимальна. Кованые диски устанавливаются на дорожные мотоциклы супер премиум класса, тюнинговые и спортивные. В крупносерийном дорожном мотоцикле применяют литые диски. Алюминиевые литейные сплавы с содержанием кремния (силумины) имеют меньшую прочность в отличие от деформируемых AL сплавов. Поэтому литые диски из них большей массы при соизмеримой прочности.
3. Для внедорожных мотоциклов и мотоциклов двойного назначения используют спицованные колёсные диски. Обод и ступица современных спицованных дисков изготавливаются из кованой заготовки алюминиевого сплава. В автомобильной промышленности это ковочные алюминиевые сплавы (АК) и дю(ду)ралюмины (Д).
4. Схемы нагружения цельных легкосплавных дисков и спицованных принципиально отличаются. В цельных дисках материал выдерживает больший комплекс нагружений нежели в сборных спицованых. Средняя часть диска – спицы. Они присутствуют и у большинства легкосплавных дисков, но нагружаются иначе нежели стяжные стальные. В отличие от стальных, они подвержены не только растяжению. Но и изгибу, сжатию, срезу, отчасти кручению. Стальные спицы работают только на растяжение. И это важно. Спицованный диск способен воспринимать большие по величине упругие деформации. (Не надо понимать буквально! Глазу и заднице это незаметно. Даже если совместить их в одной точке
))) И как следствие, равномернее рассеивать энергию ударов внутри самой конструкции.
5. При нагрузках близких к критичным, деформируется в первую очередь обод колёсного диска. Типов и совокупностей нагрузок на колесо мотоцикла множество. Вид разрушения или деформации диска зависит от конкретного случая.
Далее с 5-го пункта надо разбираться подробнее. Так как мнения в основном расходятся именно в области этого пункта.
I. В случае воздействия большой по величине и по протяженности распределённой нагрузки, спицованный диск увереннее упругодеформируется и перераспределит её внутрь конструкции. Тогда как цельнолитой воспримет нагрузку ближайшими сечениями. И ограничивая деформацию, часть энергии «вернёт» в детали подвески.
II. В случае локальной нагрузки для обоих типов колёс речь сведётся к местным деформациям. А именно ближайших сечений обода.
Что касается ГУСЕЙ и спицованных дисков для них. Лично я практически убеждён, что для них предпочтительными были бы не просто спицованные диски. А именно диски, сконструированные сцуко гениальными немецкими инженерами, и именно для них. Оригинальная схема спицевания позволила параллельно улучшить ряд важных факторов. Как то:
- увеличение диагональной жёсткости.
- гарантированная герметичность диска под бескамерную резину.
- увеличение прочности сечения обода при общем и местном изгибе, за счёт увеличения поперечных сечений посадочных реборд шины.
Для интересующихся подробностями пытливых умов, любящих наглядность, заморочился и сбацал колесо в 3D визуальном общедоступном формате. (см. приложенный файл)