ребята, поменяла первый пост на важную информацию для всех,желающих ездить. повторюсь сюда. НЕ ЖАЛЕЙТЕ время, прочитайте пожалуйста. Это здорово выручает. проверенно
Перечень советов новичкам, которые планируют оказывать помощь детскому дому.
Общие принципы:
Занимаясь другими детьми, не забывайте про своих, Вы за них в бОльшем ответе.
Всё что вы ни делаете - вы делаете для себя, посему не рассчитывайте на благодарность.
Не превращайтесь в рыцаря одиночку, это трудно, но это позволяет избежать крупных ошибок и действовать эффективно.
Если вы пришли к кому-то, кто уже занят делом и вам показалось, что вашу помощь не оценили, не расстраивайтесь это у вас пройдёт. Помните, что Ваша помощь изменит мир только совсем чуть-чуть, а не окончательно, поэтому будьте готовы к разочарованиям, они в этой работе неизбежны.
Если вы не индульгируете и не играете в благородство, делайте добрые дела открыто. Да, это налагает ответственность, но иной путь опасен для дела.
Не ищите в этом славы.
Не спешите делать добро, иначе оно может превратиться в зло. Сначала полностью уясните ситуацию, определитесь, сможете ли вы помочь этому ребёнку, учреждению, чем, в каком порядке и как быстро.
Помните, - помочь можно только тому, кто сам хочет помочь себе, иначе вы просто посадите его себе на шею.
Необходимо быть компетентным, иначе в органах и учреждениях, с которыми вы будете сталкиваться, вы не сможете получить понимание и поддержку.
Вы не Бог. Вас ждут неудачи и разочарования, не ждите 100% результата, если вы поможете 5 из 20 детей, с которыми вы работали, это отличный результат. Если вы одного из них выведете в люди - ваша жизнь уже прожита не зря.
Если вы сделали ошибку, не посыпайте голову пеплом, исправляйте её немедленно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Научитесь расслабляться, не берите на себя ответственности больше, чем сможете переварить.
Люди в детском доме работают от зари до зари - решают детские судьбы, - своих проблем хватает, а тут ещё: проверяющие, разрешающие ... не превращайтесь в праздношатающихся гостей, старайтесь быть полезными и автономными, поменьше оттягивайте на себя внимание.
Никакой детский дом или приют не заменит ребёнку семью, помещение ребёнка в учреждение может рассматриваться только как временный этап адаптации ребёнка. Или как средство спасения. Поэтому помощь учреждению имеет смысл тоже рассматривать как этап или сопутствующую, иначе из задачи спасения от сиротства ваша помощь превратится в кормление сиротства, а это сомнительная помощь.
Ищите баланс между необходимостью координации с другими людьми (работниками детского дома, волонтерами, работниками фондов и сотрудниками учреждений) и пониманием того, что у них свои задачи, и дергать их надо как можно меньше. Помните, что дело, которое Вы делаете – это только часть целого, а не все целое.
Постоянно читайте что-то новое по теме. Многие вопросы снимутся сами собой, и Вам не придется их задавать старшим товарищам или сотрудникам тех учреждений, где Вы помогаете. Берегите свое и чужое время. Нужно со вниманием относиться к мнению руководства детским домом, а не заниматься самодеятельностью, это чревато большими проблемами.
Если Вы работаете в команде, никогда не спорьте с товарищами в присутствии опекаемых и сотрудников учреждений. Будьте осторожны с сюрпризами, предварительно взвесьте, не получится ли так, что они, в результате, окажутся медвежьими услугами.
Волонтер должен всегда помнить, что важно не только помочь, но и не навредить.
Принципы общения с детьми:
Улыбайтесь первыми. Будьте позитивно настроенными, как бы ни удручала вас обстановка в детском доме.
Не обделяйте вниманием замкнутых, неразговорчивых детей, которые остаются в стороне. Они могут просто стесняться подойти первыми. В то же время стоит уважать нежелание ребенка общаться и не навязывать свое общество насильно.
При общении с детьми не давайте обещаний, в которых Вы не уверены на 100%. Дети относятся к ним очень серьезно. Не обещайте писать письма, звонить, приезжать, т.к. если по каким-то причинам, даже самым уважительным, Вы не выполните это обещание, ребенок может быть сильно травмирован. Пусть лучше Ваш приезд или письмо будут приятным сюрпризом.
В общении нужно быть честным, не лукавить, не врать. Дети это чувствуют. Не стоит демонстрировать свою жалость, особенно подросткам, это может унизить ребенка, либо может спровоцировать его Вас использовать. Помните, хорошо ему или плохо он нуждается в принятии и уважении, но не в жалости. Кое-что вам может быть кажется несущественным, но в детской душе может преломиться весьма затейливо. Ведите себя естественно, но ограничьте внешнее проявление эмоций, - взгляды, вздохи и т.п. Если агрессивный ребенок обидел Вас или нагрубил, ни в коем случае не отвечайте ему тем же. Если не можете ответить добрым словом, то лучше промолчать.
Не пытайтесь заменить детям отца/мать. Оставайтесь им другом, наставником, всегда свободным от вечных обязательств. Вам может надоесть, а ребёнок получит ещё одну порцию разочарования и недоверия к взрослым. Помните, для детей вы можете быть только наставниками помогающими, а не решающими все их вопросы за них.
Никогда ради дешевого авторитета не угощайте ребенка сигаретами, пивом и т. п. - это противозаконно. А главное - мы носители иного, здорового образа жизни, образец для детей. Никогда не курите, не пейте пива в присутствии детей, не ругайтесь матом, избегайте грубых слов, и уж конечно пошлостей в общении с детьми, в т.ч. и со старшими воспитанниками.
В поездки лучше одеваться в одежду, которую не жалко испачкать или испортить. Надо быть готовыми к активным играм и прогулкам на открытом воздухе. Не одевайтесь в дорогую одежду, не стоит подчеркивать свое материальное состояние, заведомо лучшее, чем у детей.
Не оставляйте без присмотра мобильные телефоны, сумки и др. ценные вещи. Не стоит вводить детей в искушение.
Мы не рекомендуем оставлять детям домашний адрес, т.к. ребенок может сбежать из детского дома в гости к волонтерам, естественно без предупреждения. Если вы оставляете детям свой номер телефона, отдавайте себе отчет, в том, что нужно быть готовым регулярно и терпеливо отвечать на многочисленные звонки без повода.
Основные принципы работы и взаимодействия:
Соотносите свои возможности и начинайте с малого. Регулярно выполняемое дело лучше, чем большое разовое, ценится не замах, а результат. Помните, что даже для того, чтобы поставить вам задачу тоже потребуется время, поэтому старайтесь формулировать свои вопросы, предложения и этапы работы. Изучите проблему, уясните задачу, задайте вопросы, а далее действуйте максимально автономно.
Занимаясь своей частью работы, постарайтесь отнимать у других волонтёров и специалистов минимум времени и сил. Выполняя задачу или её этап, решайте самостоятельно или своим кругом волонтеров. Дел хватит на всех. Кооперируйтесь с другими волонтерами, координируйте работу и распределяйте обязанности. Суета, попытка поспеть во всем, работа «хором» вредна и бессмысленна.
Сообщайте о своих действиях и трудностях, чтобы те, кто с вами, были посвящены в ваши планы, а при необходимости, могли вовремя помочь. Если, взявшись за дело, планы ваши всё же поменялись, найдите в себе силы сообщить нам об этом, чтобы мы не сидели и не ждали у моря погоды, а знали что необходимо подключиться и довести дело до конца.
Как помочь
нам постоянно нужна помощь, любая. много.
вот ситуации, с которыми волонтеры сталкаиваются безостановочно:
- транспорт... нужны машины для перевоза воолнтеров из Москвы в города,где их ждут подопечные, нужны грузовые машины для перевоза гуманитарной помощи, нужны машины чтобы возить детей на экскурсии, в больницы, на обучение или обследование.
- люди. катастрофически не хватает людей. нужны сильные и умелые руки мужчин, которые помогут загрузить, разгрузить, починить, сделать ремонт и прочие мужские дела. Нужны мужчины для того,чтобы дети могли пообщаться с ними. в детских домах работают преимущественно женщины, среди волонтеров тоже подавляющее количество это лица женского пола, а мальчишкам нужны разговоры по-мужски, им нужен авторитет и старший друг. девочкам тоже интересно пообщаться с НАСТОЯЩИМИ мужчинами. Мужчины, нам так вас не хватает!!! Женщины, да, нас больше, но нас не хватает.. безумно не хватает женских ласковых рук, способных обнять и погладить, не хватает женской мудрости, которой надо делиться и делиться, нужжно столькому научить этих барышень- как одеваться, как вести себя с парнем, почему нельзя позволять себя бить, как реагировать на прыщ на лбу и другие не менее важные советы

. Нам нужны ваши таланты- как за пять минут приготовить кушать? как правильно делать жим лежа? как сделать журавлика из бумаги? нарисовать открытку? накрыть на стол? Требуются люди, готовые делиться секретами и проводить мастер-классы. Мастер класс это то,что мы с вами делаем каждый день не задумываясь!!! это школа жизни для наших подопечных.
Нам нужны лекции. Дети до 17 лет живут в ограниченном мире, в результате, социаьно не подготовленные выходят в жизнь. цитирую кусочек разговора с выпускницей:
-что ты будешь делать после детского дома?
-они обещали мне квартиру. продам и куплю в Москве маленькую (квартиру выделяют в Калужской области)
-я боюсь, что этих денег не хватит на квартиру даже в Подмосковье...
-ну и что? я буду снимать, знаешь сколько денег я получу за квартиру!!!!
Этих детей нужно учить таким простым вещам - ходить в магазины, пользоваться скидками, преимущества и ненужность скидочных карт, кредиты, жулики и многое многое другое. Кто готов, поделиться таким опытом?
- полиграфия. Постоянно нужна печать: шаблоны, лекции, методички, раздаточный материал.
- одежда, игрушки, книги, вещи, предметы мебели и техники. В идеале, конечно же, когда нам передают вещи, который мы просто сортируем и развозим. Поверьте, у волонтеров есть тоже своя жизнь, личная, рабочая, общественная. И мы тоже любил свидания, гулять, бегать, кататься на велике и прочее. Сдавая нам вещь, приведенную в порядок, вы делаете доброе дело- оставляете нам немного времени на нашу личную жизнь). Дети от нас должны получать только вещи,готовые к употреблению - пусть старенькое, но добротное и чистое.
- материальная помощь. всегда и постоянно. у нас не бывает лишних денег. детям нужны: вещи, еда, медицинское обслуживание, учеба, экскурсии, отдых, ремонт помещений и прочее, прочее прочее...
-поддержка. теплое слово и кошке приятно. волонтеры сталкиваются с разными ситуациями-нас хвалят и ругают, принимают с открытыми объятиями и гонят прочь. Поддержите наше движение - расскажите о нас и наших нуждах своим друзьям!
-советы. возможно, посмотрев нашу работу, вы, со стороны, сумеете заметить что-то или предложить интересную идею. Мы всегда открыты к диалогу!
Что категорически нельзя
- Жалеть. Жалость убивает. Не нужно жалеть, окажите моральную поддержку, подскажите, пожмите руку, но не позволяйте ребенку увидеть в Ваших глазах жалость.
- быть брезгливым. Дети бывают грязными, оборванными, грубыми и пошлыми. Не стоит морщить носик и презрительно думать-ну ты и свинья... Научите детей следить за собой, объясните почему это так важно, помогите приучиться быть чистыми, оплатите в конце концов, ремонт труб, по которым вода должна поступать в детский дом
- подавать плохой пример. курим, пьем, материмся и понтуемся ЗА пределами детских глаз.
- поддаваться на провокацию и жалость. О, эти маленькие манипуляторы!!!! в спорных и сложных ситуациях, остановитесь, закройте глаза, выдохните, посчитайте о трех.. десяти... десяти тысяч... отойдите в сторону. Иногда, лучше не ответить, чем дать неверный ответ.
-не рождайте у детей чувства зависти и ненависти. Не стоит лишний раз демонстрировать свое финансовое на их фоне благополучие. Если к телефонам у волонтеров они более менее привыкли,то золотые тросы и перстни, яркие сумки, брелочки и прочая мишура, это лишнее. Избегайте называть точные цифры. уходите от вопросов- а какая у вас зарплата? а сколько стоит ваш телефон? отвечайте уклончиво - работа продавца в Москве оплачивается от ** до *** руб в месяц. Туристический мотоцикл стоит от *** до ***.
- не искушай!!!! не оставляйте без присмотра ценные вещи. Да, эти дети вам улыбаются и возможно любят, но не вводите их в соблазн и искушение. Поездка в детдом, это ВСЕГДА небольшая сумочка с собой- напиток, бутерброд, МЕЛКАЯ сумма на всякий случай, всякие вещички первой необходимости. рюкзак или на себе или в машине. ВСЕ! ничего не остается без присмотра. Вы не можете отвечать за всех детей, вы не знаете какая у кого ситуация и кому срочно и на что нужны деньги. Мы их любим, доверяем, но не искушаем!!!
- держите слово. пообещали- расшибитесь в кровь, но сделайте. Не уверены,что сможете сделать? не обещайте. Если ребенок вас обидел (и такое бывает), объясните почему он не прав. повторилась ситуация - пообещайте в следующий раз ответную реакцию. и опять же- СДЕРЖИТЕ слово!
- не давайте личные контакты! ребенок может звонить просто так по 20 раз за час. чтобы услышать ваш голос, чтобы убедиться, что вы ему отвечаете. Вы готовы срываться на звонок в середине рабочего дня? а поздней ночью? а как вы среагируете на 2 часа ночи и просьбу- забери меня или я вскрою вены? не готовы? тогда НЕ ДАВАЙТЕ телефон! прежде чем наладить любой контакт с ребенком ВНЕ детского дома (интернет, телефон, скайп и пр), подумайте о последствиях. не давайте ребенку ложных надежд и не дарите себе неприятные эмоции.
Что не стоит брать с собой в интернат или ДД:
• Дорогие вещи и большие суммы денег. Никто не просит вас одеваться в то, во что вы не одеваетесь. Но будьте готовы, что в ходе игры, что-то может сломаться, испачкаться, дети будут на вас все смотреть, просить примерить – и стоит признать, что никто не застрахован от того, что все вещи будут в сохранности. Дети самые разные, так что если можно не брать или хотя бы не доставать из сумки — то не стоит.
• Подарки. Мы приходим к детям – и это уже праздник. Мы не богатые дяденьки, которые покупают конфеты – и тем более не папа и мама. Поэтому постарайтесь ничего не обещать покупать – и не дарить. Это их и балует, и ничему не учит. Пусть они ценят ВАС, а не то, какие крутые подарки вы дарите. Но можно вполне дарить книги или научно-популярные (а также по хобби и т.п.) журналы — например, ребёнку, с которым вы подружились, или сразу группе. Но всегда помните, если вы решили всё-таки подарить что-то одному ребёнку, это должно быть оправданно, остальные дети должны понимать, почему одному подарили, а другому нет!
• Конфеты и прочие сладости. Есть у нас такая черта, что с пустыми руками приходить нехорошо. Тогда несут конфеты. Это очень хорошо, но не в первый раз, а потом вы и сами все поймете. Лучше принесите бумагу и карандаши – и порисуйте! Или атлас – хоть мир покажете. Мы периодически устраиваем детям чаепитие, лучше участвуйте в покупке конфет для таких вот, общих столов.
Что стоит знать и помнить про детей в интернатах и ДД:
• Здесь не просто несовершеннолетние, а дети, у которых огромные проблемы в семье: нет родителей, бросили опекуны, мать или отца лишили родительских прав, сбежали из дома, дома живут алкоголики или наркоманы и тысячи других примеров. Многие дети в «системе» с рождения и у них специфичное понимание другой жизни.
● Но дети – это дети! И они не виноваты, что у них дома проблемы. Им нужно общение, им нужны друзья, им нужна поддержка, внимание, им нужно быть услышанными!
● Большая часть детей уверена, что весь мир перед ними виноват, что все им должны. Так что будьте внимательны — они часто намного хитрее, чем нам кажется, и могут просто нас использовать. Это сложно воспринять, но к сожалению, это так. И главная задача каждого из нас, не подпитать это чувство в них ещё больше, а направить на самореализацию и самостоятельного достижения целей.
● В ДД дети меняются. Даже самые открытые и милые должны выживать, бороться, чтобы не быть забитыми, поэтому они становятся наглыми, крикливыми, задиристыми.
● Не надо «покупать» детское доверие – они привыкли брать подарки, для них это скорее норма. Но так они сядут на шею, будут просить больше и не станут воспринимать иначе, чем доброго Деда Мороза с мешком подарков.
● Не нужно быть тем, кем не являешься. Они как никто другой чувствуют, где правда и ложь. Им нужен настоящий человек, которым можно восхищаться и на которого нужно равняться.
● Ни одежда, ни игрушки не нужны московским и даже подмосковным детским домам. Не ждите бедности фактической – у нас в стране весьма популярно помогать бедным и несчастным. Поэтому всё б/у, будь это хоть сумка из Вог прошлого (!) месяца, уйдет в дальние глубинки.
● Не бойтесь привязываться к детям. Но всегда помните о том, что их привязанность к ВАМ гораздо сильнее вашей. Не старайтесь специально заслужить их любовь. Никто не мешает вам дружить, а может, потом и общаться, и вспоминать хорошо друг о друге, но если не уверены, то не обещайте. Общайтесь с ними как с равными, если вам так удобнее. Вы помните, каких любили учителей в школе? А каких ненавидели? Вот теперь подумайте, кем вы хотите быть детям и каких отзывов ждете. Но если вам так некомфортно, то тогда выбирайте путь «взрослый—ребенок».
● Главное помните: *не хотите частых звонков и ответственности – не давайте свой номер телефона.
*Не уверенны, что будете приезжать вновь, не обещайте. Все наши пустые слова, делают детей более закрытыми, чёрствыми, недоверчивыми, привыкающими к «конвейеру» волонтёров и они перестают верить, что с кем-то можно долго дружить. *Будьте честны с ними во всём.
• Если вы в первый свой приезд дали ребёнку номер телефона – это может обернуться двумя ситуациями:
Ребенок вам целыми днями будет звонить раз по 20 в день и скидывать. Писать смс. Вам это станет не удобно или надоест и вы просто перестанете брать трубку. Или второй вариант: вы решите, что такие поездки не ваш формат или у вас не будет времени поехать в интернат еще раз. А ребенок уже привязался и вы уже Обманули его. Его Обманули очередной раз. Просим вас подходить к этому наиболее ответственно.
• Не нужно снисходительного или жалостного отношения. Жалость делает их слабее! Мы должны вдохновлять их на обучение, труд, продвижение по жизни, а не подпитывать мысли о своей неудачной ситуации (тем более есть в мире дети, которым нечего есть и пить, им намного хуже).
• Не пытайтесь с ними заговорить на личные темы о родителях и о прошлой жизни. Если у вас получится стать другом, ребенок сам вам все расскажет.
• Умейте говорить «нет». Если ребенок что-то просит из материального или нежелательного – самый лучший ответ «нет». Не надо врать или увиливать, тем более не надо соглашаться. Не нужно отдавать никому свои браслеты, кольца. Даже если вам не жалко. Скажите просто «нет». Не обещайте ничего. Особенно приехать в следующий раз. Они все помнят. А у вас планы могут поменяться.
• Старайтесь при любой помощи, пропускать ее через себя и свое отношение. Если вы отдаете вещи в интернат, или что-то рассказываете ребенку, не надо давать или говорить то, что не сказали бы или одели своему сыну/дочке.
Пожелания для групповых занятий:
• Бывает, что кто-то из детей не играет со всеми. Вы можете подойти к нему и пообщаться, поговорить, может, поиграть, почитать или порисовать с ним вдвоем — а вдруг вам удастся привлечь его к общему веселью.
• Но не стоит всем отвлекаться на обиженных, чтобы все ждали переговоров с одним-единственным, который играть не хочет. Отправьте к нему одного из взрослых пообщаться, а сами играйте. Общее внимание все скорее только испортит, а может и является тем, чего он добивался.
• Старайтесь не оставлять детей скучать, особенно если вас пришло много и есть возможность выйти из общего действия, да или просто вам неинтересно, а тут тоже скучают.
• Если вы решили взять с собой фотоаппарат, то постарайтесь не давать его всем подряд, чтобы он не стал щелкающей игрушкой в руках детей. Фотографии стоит делать на память.
• По возможности старайтесь связываться друг с другом, а особенно с теми, кто всех ведет, чтобы быть в курсе возможных изменений, а также программы (иногда нужно готовить костюмы или брать ещё что-то из дома).
• Если пообщаться с детьми, то можно узнать то, что им интересно и нужно – и привозить материалы по этой теме.
• Не стоит перегружать детей информацией. Постарайтесь рассказать лучше мало, но интересно и красочно, чтобы они это усвоили. Не забывайте также, что это не урок и стоит спрашивать у них что-то/отвечать на вопросы, а в конце желательно все закрепить в виде игры, или выполнения общего задания, или обсуждения.
• Не бойтесь в занятиях признавать свои ошибки, рассказывать о своих неудачах, но старайтесь после этого говорить о том, какой вывод вы сделали. Мы для них пример более удачный, чем то, что покажет ТНТ, СТС или Дом-2…
• Знайте, что вы всегда можете дать им что-то интересное, ваши знания, опыт, какой-то случай, что повлиял на вас, поверьте в себя, они поверят в вас и получится много стоящего даже из простого рассказа.
! Мы не курим в детских домах; не кушаем свою еду при детях; естественно не ругаемся матом и вообще не ругаемся, все внутренние проблемы нужно решать вне поле зрения детей; старайтесь узнавать имена всех кто в поездке (дети часто спрашивают дружим ли все мы, поэтому хотя бы мена нужно знать).
• Все пожелания, замечания, вопросы и предложения с радостью выслушиваются!
• Нельзя ссориться, спорить на глазах у детей. Во-первых, таким образом, они видят, что мы не такие веселые, как кажется. Во-вторых, у нас есть время за пределами, чтобы все обсудить. В-третьих, это сор нашей избы.
уффф,вроде бы все. Если вдруг, есть вопросы- велкааам!!!!!!!!!!!!