Да, да, мне тоже интересно! Так сказать для расширения кругозора.
Ну, хорошо - если интересно, попробую рассказать кратко и в доступной форме.
Необходимость создания этой системы была вызвана ростом интенсивности полетов, и как ни странно - улучшением точности самолетовождения. Ширина обычной воздушной трассы - 10 км,
а «расходимся» мы со встречным «ноздря в ноздрю» - последствия совершенствования инерциальных систем и спутниковой навигации.
TCAS моделирует вокруг местоположения своего собственного самолета пространство - «зону столкновения». Размеры и конфигурация зоны столкновения зависят от скорости сближения с ВС - н. и его относительного азимута. Для более точного определения развития ситуации, TCAS моделирует две дополнительные зоны: «зону предупреждения» (warning – “RA”) и «зону внимания» (caution – “ТA”)
Размер и конфигурация «зон внимания и предупреждения» также зависят от скорости сближения, относительного азимута и расстояния до ВС-«нарушителя».
Периметр «зоны внимания» составляет от 20 до 48 секунд и «зоны предупреждения» - от 15 до 35 секунд от расчетного времени, когда Вс.-«нарушитель» мог бы войти в зону столкновения.
В зависимости от уровня представляемой опасности нарушители (ВС - н.) показываются на навигационном дисплее в виде определенных символов. Присутствие символов этих самолетов на ND обусловлено выбранным масштабом на ND и расстоянием до них.
- «открытый» или «пустой» ромб. Это воздушные суда, чья расчетная траектория не попадает в зону столкновения, но они находятся на расстоянии более 6 NM от «своего» самолета, и их вертикальный интервал со «своим» самолетом больше ±1200 футов Они имеют название “other traffic” – прочие воздушные суда. Отображения этих судов временно пропадают с ND на время действия TA и RA.
- «сплошной» ромб. Это воздушные суда, чья расчетная траектория также не попадает в зону столкновения, но они находятся в радиусе 6 NM от «своего» самолета, и их вертикальный интервал со «своим» самолетом меньше ± 1200 футов. Они имеют название “proximate traffic” – ближние воздушные суда.
TA” объявляется голосовым сообщением “TRAFFIC,TRAFFIC”.
Символ ВС - н. показывается на ND в виде оранжевого круга с учетом измеренного до него расстояния и относительного азимута. Рядом с символом показан интервал по высоте между конфликтующими ВС - н. в сотнях футов. Этот интервал по высоте показывается выше символа со знаком (+), если нарушитель находится выше, и ниже символа со знаком (-), если нарушитель находится ниже. Стрелка “ UP” или “DOWN” показывается рядом с символом ВС - н., если интервал по высоте изменяется, и вертикальная скорость нарушителя больше 500 fpm.
Если ВС входит в «зону предупреждения», система выдает сообщение “RA”.
Символ ВС - н. показывается на ND в виде красного квадрата с учетом измеренного до него расстояния и относительного азимута. Индикация интервала по высоте аналогична индикации в “TA”. В случае возникновения RA оригинальный формат шкалы указателя вертикальной скорости на PFD автоматически заменяется шкалой RA PFD.
И вот тут начинается самое интересное!
Одно из «Золотых правил» гласит: «-всегда используй максимальный уровень автоматизации». А в случае TCAS RA - ОТКЛЮЧЕНИЕ Автопилота - первое действие. И используя штурвал или сайдстик - установить вертикальную скорость в «зелёную зону».
Второе, куда более неожиданное - игнорирование команд диспетчера, выполнение команд TCAS.
К сожалению, мы помним трагический случай, когда в 2002 году над Боденским озером в Швейцарии диспетчер допустил фатальную ошибку, дав команду на СНИЖЕНИЕ башкирскому Ту-154, в то время как TCAS в кабине Тушки кричал «CLIMB, CLIMB!»
(«набирай высоту»)...
Капитан выполнил команду диспетчера, и - столкновение с Боингом.
После этого были выпущены международные регулирующие документы, оговаривающие безоговорочный приоритет TCAS.
PS У меня? Конечно было. Самый странный случай с футбольным «Ростовом» на борту, по пути в Амстердам, на битву с Аяксом)).
Ил-76 набирал под нами, да так весело, что проскочил заданный эшелон! Все бы ничего - только НАД нами был борт S7, а над ними ещё один
Поэтому ожидаемой команды «CLIMB» не последовало, во избежание «эффекта домино». TCAS сказал «AJUST VERTICAL SPEED», и зелёная полоска необходимой вертикальной скорости была толщиной с пипиську муравья.))))
Но все обошлось. После доклада моего второго пилота «TCAS RA»»(выполняю манёвр TCAS) - зольдаты в кабине Ила очухались, и скоренько вернулись на свой эшелон)).
PPS
Я ещё раз прошу прощения за дикий оффтоп - но - исключительно по просьбам трудящихся!))