Коллеги, не нашёл более подходящего раздела, чтобы не поделиться интересной информацией. Надеюсь дамы не против?) Если не туда запостил, извините, модераторам просьба перенести куда надо.
Скопирую здесь текст полностью, из уважения к читателям этого ресурса, ниже текста дам ссылку, откуда инфа.
"Как 40-летняя мама двоих детей*проехала 5600 км по пустыне на мотоцикле"
40 лет, двое детей, два высших образования. Москвичка Анастасия Нифонтова — первая в истории женщина, прошедшая ралли «Дакар» без техподдержки. В 2019 году она к тому же единственная мотогонщица, участвующая в чемпионате мира по ралли-рейдам.
В марте 2014 года во время своей первой гонки на чемпионате мира мотогонщица Анастасия Нифонтова доехала до пункта дозаправки в пустыне под Абу-Даби. Посреди барханов стоял огороженный пятачок*— четыре колышка в песке с натянутыми ленточками, палатка для судей и бензовоз, откуда все набирали топливо. За ограждениями кучковались болельщики.
Пункты дозаправки на ралли ставят примерно после двухсотого километра. У спортсменов есть 15 минут, чтобы заправиться и перевести дух.
Нифонтова с удивлением обнаружила, что туалетных кабинок на точке дозаправки нет. Мужчинам они не нужны, а на женщин ралли-рейды не рассчитаны. Несколько минут она соображала, что лучше: потерпеть и остановиться где-то дальше на маршруте посреди гонки*— но это значило потерять скорость и потратить, с учетом надетой на ней экипировки, лишние минут пять, — или же перебороть смущение.
В итоге она отошла чуть в сторону, отвернулась и присела.
Остальные участники гонки, мужчины, деликатно повернулись к ней спиной.
«БОЛЬШЕ МУЖСКАЯ ИСТОРИЯ»
Гаражный кооператив на задворках торгового центра в Дубае. Март 2019 года. Анастасия Нифонтова, в кепке в цветочек и с розовым маникюром, осматривает свой мотоцикл после долгой растаможки — он добирался в Эмираты отдельно и неожиданно застрял на границе.
40-летняя замужняя москвичка с двумя детьми и двумя высшими образованиями — единственная в истории женщина, прошедшая ралли Дакар — это 5600 километров на мотоцикле по пустыне без техподдержки и механиков.
Дети, дочь Маша пятнадцати лет и сын Тимофей шести лет, остались с бабушкой и дедушкой в Москве. Нифонтова в компании мужа и механика готовится к четвертому чемпионату мира по ралли-рейдам. Как обычно, он стартует в пустыне под Абу-Даби.
Ралли-рейды — это гонки на выносливость по пересеченной местности. Основная задача — как можно быстрее проехать сотни километров по маршруту, который гонщики никогда не знают заранее.
Самая известная в мире гонка такого типа — ралли «Дакар». Нифонтова прошла его дважды, в 2017-м и 2019 годах.
«Дакар» — опасное предприятие: за последние десять лет во время гонок погибли семь человек, в том числе от обезвоживания. Финишировать на «Дакаре», причем не важно, на каком месте, уже достижение, объясняет бывший главный редактор сайта Motorsport.com Ярослав Загорец: «Гонщик, который участвует в «Дакаре», априори крутой. Для того чтобы туда заявиться, нужно обладать большой смелостью и большой уверенностью в себе. А Настя не только заявилась, но еще и финишировала, причем в первый же раз».
Несмотря на то что в целом в мотоспорте женщин достаточно много, именно ралли-рейды «больше мужская история», говорит Нифонтова. Прежде всего потому, что физически это крайне тяжелый спорт: раллийный мотоцикл в боевом обвесе с заправленными баками весит порядка 180 килограммов, а вытаскивать его из песка приходится регулярно (есть эмоциональное*видео*2017 года, где Нифонтова не может справиться в одиночку и просит помощи у проезжающих).
Ехать приходится по жаре — гонщица хранит в смартфоне фотографию 2015 года из пустыни в Эмиратах, где термометр в семь вечера показывал 40 градусов. «Не каждой девчонке понравится несколько дней или недель жить в пустыне в пыли и грязи, где иногда даже не получается в душ сходить», — говорит она.
Нужно уметь ориентироваться в пустыне. Пропасть с концами на современных гонках невозможно, так как на мотоцикле стоит трекер и есть экстренная связь с организаторами, по которой можно вызвать спасательный вертолет, но надолго заблудиться в песках — запросто.
Кроме того, надо приноровиться ехать по дюнам. В Руб-эль-Хали, крупнейшей пустыне Аравийского полуострова, которую называют «Пустой четвертью», по словам Нифонтовой, до семи видов песка. «Какой-то легкий, как пыль, в*нем мотоцикл вязнет, какой-то с*более крупными песчинками, он*лежит плотнее. До*смешного, едешь-едешь, мотоцикл идет хорошо, потом ты*вдруг перескакиваешь в*другую песочницу, и*там вообще по-другому. Сама не*понимаешь, что такое, может, со*сцеплением что-то, а*это просто песок другой».
В марте 2019 года в Эмиратах три дня шел дождь (это редкость). На тренировке Нифонтова обнаружила, что песок из-за этого стал как «безешечка»: сверху плотная корочка в три сантиметра, а внутри «пухляк» — мотоцикл то едет, как по асфальту, то проваливается вглубь, и трудно рассчитать скорость так, чтобы не улететь через руль.
На чемпионате мира 2019 года в Абу-Даби Нифонтова стала единственной женщиной-мотогонщицей — больше желающих не нашлось. «Если*бы все было комфортно и*просто, какая вообще проблема добраться из*точки*А в*точку Б? —*расхаживая по*дубайскому гаражу, бодро объясняет она. —*А*тут именно задача выжить во*всем этом вот».
БИОГРАФИЯ
Анастасия Нифонтова родилась в 1979 году в семье советских инженеров. В детстве будущая гонщица занималась горными лыжами, а первый мотоцикл «Тула» родители подарили в 16 лет. Каталась Нифонтова на нем преимущественно на даче.
После школы девушка поступила в Институт иностранных языков им. Мориса Тореза, а в 1998 году пошла подрабатывать в мотосалон менеджером по продаже запчастей. «Естественно, вся мототусовка тусовалась плюс-минус в*этом мотосалоне»,*— вспоминает она. У*сотрудников были льготы на*покупку техники, и*весной 1999-го она с*помощью родителей купила себе «Ямаху».
Тогда же она первый раз поучаствовала в соревнованиях, в гонке «Баха Селигер»*— это был этап чемпионата России по ралли-рейдам. Нифонтова весело вспоминает, что тогда еще очень плохо ездила на мотоцикле.
Участия пришлось добиваться: «Был такой дядя Леня Майоров, Леонид Николаевич Майоров, он*заведовал всеми ралли-рейдами нашими. Я*и*сейчас-то не*очень большого размера, а*тогда мне было 19*лет, а*выглядела я*на*14—15. Помню, пришла, а*он*такой большой был, грузный дядька, на*меня глянул и*говорит ребятам: «Что это? Что это вы*мне привели? Где мы*ее*в*лесу искать будем?» Ну, один из*парней пообещал, что он*будет ехать рядом со*мной всю гонку». Единственным свободным номером оставался 13-й, с тех пор Нифонтова всегда выступает под ним.
В 2001-м Нифонтова увлеклась кино, продала оба мотоцикла и купила видеокамеру. Потом поступила во ВГИК на операторский и не занималась мотоспортом даже в качестве хобби. В 2003 году у Нифонтовой родилась дочь Маша.
Возвращение произошло почти случайно: приятель позвал с собой на соревнования, «гоночный азарт вспомнился, и*все пошло-поехало». В 2006 году Нифонтова проехала почти все этапы женского чемпионата России по мотокроссу*— «это когда все в*одну линеечку стартуют и*едут по*закольцованной трассе с*трамплинами».
В 2008 году ее позвали в профессиональную команду Yakhnich Motorsport выступать в дисциплине супермото: там часть трассы идет по грунту с трамплинами, а часть по асфальту, по шоссейному кольцу.
В итоге, рассказывает Настя, перепробовав все дисциплины, она пришла к выводу, что по-настоящему ей интересны только ралли-рейды.
Экс-главред Motosport.com Ярослав Загорец объясняет, что ралли требует от участников особого склада характера: «Специфика этих гонок такая, что ты*конкурируешь сам с*собой. Когда ты*выступаешь на*кольцевых гонках, вокруг тебя люди, ты*видишь трассу, видишь ее*начало и*конец, ты*знаешь, что, проехав десять кругов на*тренировке, ты*сможешь вернуться в*боксы, выпить воды и*отдохнуть. В*рейдах совершенно иначе: ты*один на*один с*природой, пустыней».
«Стартуешь одна и*борешься с*трассой,*— говорит Нифонтова. —*Я*не*ограничена кольцом, рамками справа-слева, какими-то ленточками. По*своей натуре я*не*спринтер*— я*еду потихонечку, не*спеша, но*я*люблю ехать долго, люблю всю эту историю на*выносливость».
БОСС И БОРОДА
На старте и финише Нифонтову обычно ждут ее муж Антон Гаврилов по прозвищу Босс и механик Сергей Морозов по прозвищу Борода.
С мужем Анастасия познакомилась тоже благодаря мотоциклам, когда Антон позвал ее в свою команду участвовать в шоссейно-кольцевых гонках. С тех пор у Антона осталось прозвище Босс — Нифонтова чаще всего обращается к мужу именно так.
Московская жизнь семьи проходит по большей части на велотреке в «Крылатском». Там Настя с Антоном держат магазин по продаже мотоциклов, запчастей и экипировки. Там же мастерская Бороды, а по соседству — спортзал, где у Насти проходят силовые тренировки. Даже домашняя кошка Тучка родом из Крылатского — она свалилась котенком прямо с крыши велотрека. Когда в июле 2012 года родился Тимофей, большую часть времени он проводил с родителями в магазине.
Утро субботы дома в Москве выглядит как рекламная идиллия XXI века. Антон — двухметровый брутальный красавец — вместе с сыном Тимофеем жарят блины. По коридору шмыгает Тучка, в гостиной в аквариуме затаился паук, а в шкафу в комнате дочери Маши дрыхнет днем домашний еж Колючка.
«Как я*всем говорю, мать у*них был Новосельцев. Это про нас,— хохочет Нифонтова в*интервью. —*Наш быт только благодаря стараниям Антохи держится на*плаву, потому что мать и*хозяйка*я, скажем так, не*очень правильная. Антон хорошо оттеняет меня в*этом смысле, если*бы не*он, у*меня вообще*бы все воспитание детей в*тартарары улетело. А*он*все-таки их*строит, все время мозг им*съедает, особенно Мане, она постарше. Что касается еды, мы*с*ним сразу, на*берегу договорились: я*сказала, что готовить не*люблю и*не*хочу. Он*такой: вообще, дорогая, не*вопрос*— я*люблю, хочу и*буду готовить».
Теперь в семье «готовят мужики». Сын Тимофей свою первую яичницу приготовил в два года. Нифонтова с гордостью уточняет, что «приготовил так, что ее*в*принципе можно было съесть».
На гонки Настя с Антоном всегда ездят вместе. В команде Антон занимается всем сразу: и техподдержкой, и общением со спонсорами, и организацией поездок. По утрам во время соревнований он заваривает для жены кашу: гонки стартуют до жары, в пять-шесть утра, есть в это время обычно не хочется, и каша — единственное, что у Насти получается проглотить на автомате. Гречку и овсянку обычно привозят с собой. В Дубае пара мимоходом обсуждает, найдется ли в гостинице во время ралли чайник.
—*Если что, из*кулера гречку зальем,*— говорит Настя.
—*Любимая,*— замечает Антон,*— для того, чтобы сварить гречку, нужен кипяток.
За исключением последнего «Дакара», с Настей и Антоном обычно третьим ездит еще один член команды — механик Борода. «Приезжают на машине к месту старта, машут мне ручкой, и я уезжаю, — рассказывает Нифонтова. — Потом они обычно приезжают на точку дозаправки, там тоже типа: «Сколько пальцев, один, два? Живая? Все, давай». Если вдруг какая-нибудь проблема с мотоциклом, не дай бог, можно сделать техинспекцию в счет своего времени. Потом, соответственно, я еду дальше, а они на машине отправляются ждать меня на финише».
На вопрос, когда они подружились с Бородой, Нифонтова отвечает, что «Борода был всегда». Сейчас ему 54 года. Вырос в Якутии, двадцать лет проработал дальнобойщиком, гоняя фуры от Урала до Магадана, а в 2007-м, когда фирма, где он работал, закрылась, на мотоцикле переехал из Якутска в Москву.
Борода запомнил Нифонтову еще по гонке в Астрахани 2009 года, но познакомились лично они уже в 2010-е, когда Антон и Настя позвали его на работу механиком в мастерскую при своем магазине.
В*Дубае Борода, не*зная английского, ловко коммуницирует с*местным механиком-арабом, а*услышав, что у*Насти в*интервью спрашивают, сколько масла заливается в*мотоцикл, откликается: «Она вообще не*должна этого знать, это моя работа».
Немногословный, крепкий, бородатый, в*темной бандане, Борода по*пути на*тренировку в*пустыню смотрит в*зеркало заднего вида и*говорит Антону: «Курточку*бы надеть Насте, чтобы не*простудилась перед гонкой».
«ИЗ*НИОТКУДА ГОНЩИКИ НЕ*ПОЯВЛЯЮТСЯ»
Изначально семья ездила на гонки за свои деньги. Деньги приходилось занимать у друзей и знакомых — однажды пришлось просить взаймы около семи тысяч евро.
В*России, объясняет экс-главред Motosport. com Ярослав Загорец, полностью обеспечивать себя за*счет спонсорских контрактов с*коммерческими компаниями чрезвычайно сложно. Это справедливо не*только для девушки-мотогонщицы, но*и*для мужчин-автогонщиков, несмотря на*то что автоспорт куда популярнее. По*сути, говорит Загорец, единственный способ*— найти обеспеченного фаната или мецената. Сейчас самая крупная и*развитая автогоночная программа в*стране*— «SMP Racing» Бориса Ротенберга. Она поддерживает два с*половиной десятка спортсменов. «При этом в*мотогонках такой программы нет, и*я*не*уверен, что в*ближайшее время появится»,*— говорит Загорец.
Нынешний мотоцикл Нифонтовой удалось получить несколько лет назад благодаря обращению к тогдашнему министру спорта Виталию Мутко. После одной из пресс-конференций Нифонтова подошла к нему и попросила о помощи. В итоге раллийный мотоцикл включили в закупку техники для Мотоциклетной федерации России. Официально мотоцикл стоит на балансе ДОСААФ, а Нифонтовой выдают его на тренировки и соревнования.
Когда Нифонтова начала ездить на*чемпионат мира, стало ясно, что надо искать спонсоров*— один этап обходится в*20—25 тысяч евро (авиабилеты команде, жилье, транспортировка мотоцикла, запчасти, экипировка, взносы). «Я*начала достаточно плотно над этим работать, всем писать, говорить: «Ребята, вот я*в*таких журналах, на*телике такие-то передачи», где-то у*меня уже начали тогда интервью брать. Сначала мне, грубо говоря, дали маечку: «Вот тебе маечка», и*я*ходила, везде рекламировала эту маечку. На*следующий год мне сгрузили барахла побольше. И*так вот потихоньку, потихоньку, как снежный ком, начало нарастать».
Сейчас, спустя пять лет, рассказывает Нифонтова, партнеры уже приходят к ней сами. Ее команду спонсируют с десяток компаний: Toyota, Red Bull, Motul, Bosch, Yakhnich Motorsport, Pirelli, Tag Heuer и другие.
При этом финансирование поездки на чемпионат мира-2019 все равно пришлось собирать по частям: например, за авиабилеты и отели для команды заплатило турагенство Space Travel, а Toyota выделила дополнительные средства на аренду автомобиля в Эмиратах.
Идея пройти «Дакар» на мотоцикле без техподдержки и механиков также изначально зародилась как пиар-акция. Ее предложил Антон Малышев, глава бизнес-направления Powersports Motul. Сейчас корпорация поддерживает пятнадцать российских спортсменов, пять лет назад поддерживала в два раза больше, однако помимо Нифонтовой женщин в программе было только две.
Как говорит Ярослав Загорец, на*сегодняшний момент*99% гонщиков в*мире*— это мужчины. «И*проблема не*в*том, что мужчины и*женщины не*могут соревноваться на*равных,*— объясняет эксперт. —*Преимущество гонщика*— в*его голове: это понимание машины, психологическая готовность, природный человеческий талант. И*тут никакой разницы в*зависимости от*пола не*может быть».
Связано преобладание мужчин прежде всего с*тем, что девочек традиционно крайне редко отдают в*картинг, а*«из*ниоткуда гонщики не*появляются,*— говорит Загорец. —*Занимаешься с*детства сначала картингом, постепенно дорастаешь до*серьезных соревнований. Для того, чтобы женщины участвовали в*гонках на*высшем уровне, нужно, чтобы много девочек было на*низшем уровне, а*их*мало, и*в*этом проблема».
Сейчас в*обществе возник запрос на*женщин-гонщиц. Комментатор «Формулы-1» Наталья Фабричнова отмечает, что девушек начали брать в*команды младших серий резервными пилотами. Однако Фабричнова уточняет, что пока это чаще происходит в*рамках пиар-акций и*ради привлечения рекламодателей.
В*2018-м была создана первая в*истории чисто женская гоночная серия «W*Series». Первые соревнования пройдут в*мае 2019*года. При этом, рассказывает Загорец, идею критикуют даже сами гонщицы*— за*выделение женщин в*отдельную серию вместо создания смешанных команд и*за*тепличные условия: участницам не*требуется искать себе спонсоров и*вообще думать о*деньгах, так как все оплачивают организаторы.
При этом Наталья Фабричнова отмечает, что в*качестве переходного решения «W*Series»*— не*самый плохой вариант: «Лучше, чтобы пока была женская серия, чем чтобы женщины просто абстрактно мечтали выступать когда-нибудь с*мужчинами. Тут участниц как минимум замечают и*могут позвать дальше».
Фабричнова*— не*только комментатор «Формулы-1», но*и*сама гонщица-любитель. По*ее*словам, с*сексизмом она не*сталкивалась ни*разу: «Как только закрываешь забрало шлема, ты*перестаешь быть девочкой или мальчиком».
Примерно так*же описывает Нифонтова атмосферу на*бивуаке во*время ралли-рейдов: пустыня уравнивает всех.
ДАКАР-2019
«Я*говорила: ребята, вы*только не*надейтесь, что я*доеду,*— вспоминает Нифонтова подготовку к «Дакару». —*Я, конечно, буду стараться, но*вот прям не*обещаю». На*обучение механике ушло пять дней в*режиме нон-стоп: Борода объяснял, а*Настя повторяла и*параллельно записывала видео на*телефон.
Последние десять лет «Дакар» проходит в*Южной Америке, каждый год по*новому маршруту в*новой стране. Из-за этого сейчас ралли, объясняет Ярослав Загорец, «очень неровное по*организации мероприятие».
В*2019 году «Дакар» длился 10*дней. «Вообще, задача в*моем зачете*— финишировать каждый день без серьезных поломок,*— объясняет Нифонтова. —*Потому что любая поломка, даже незначительная, все равно отнимает время, и*соответственно, ты*не*поспал, не*отдохнул. Усталость накапливается, и*больше шансов, что ты*не*доедешь из-за этого. Поэтому нужно было всегда себя сдерживать*— хотелось ехать побыстрее, поинтенсивнее, но*я*понимала, что надо беречь силы, беречь мотоцикл, нужно минимизировать шансы на*падение и*поломку техники. В*таком режиме, крадучись на*цыпочках, я*и*доезжала».
Антон был рядом*— он*смог устроиться водителем пресс-кара компании Motul и*возил по*трассе оператора. Помогать Насте и*дотрагиваться до*ее*мотоцикла ему было запрещено, но*он*мог подбодрить жену, когда по*вечерам они встречались на*бивуаке, а*заодно снимал фото и*видеоотчеты для ее*социальных сетей. На*одном из*видео Настя сплевывает воду в*песок и*недовольно произносит: «This is*not a*place for a*girl».
Сложнее всего давалась эмоциональная поддержка, рассказывает Антон: «Пару раз Настя говорила: «Все, не*хочу больше, никуда не*поеду». С*одной стороны, я*должен сказать: «Давай, сходи [с*дистанции], ничего страшного, самое главное, чтобы с*тобой все было в*порядке», а*с*другой стороны: «Ты*у*меня сильная, борись». И*важно понимать, в*какой момент что говорить, а*то*от*тебя ждут поддержки, а*ты*наоборот, давишь. Или уговоришь сойти, а*потом тебе этого не*простят».
—*А*был момент, когда ты*говорил: «Ничего страшного, сходи»?
—*Был, конечно.
—*И?
—*Я*же ее*знаю, если силы хоть чуть-чуть есть, никуда она не*сойдет.
Финишировала Нифонтова в*своем зачете девятой из*32*человек. Все остальные были мужчины, причем до*финиша добралась только половина участников зачета. Еще одна мотогонщица, Сара Гарсия из*Испании, сошла с*дистанции.
«МАНИКЮР, НО*ЧТОБЫ НЕ*БЫЛО ЗАМЕТНО, ЕСЛИ МАСЛИЦЕ КАПНЕТ»
В начале 2016 года во время гонки Africa Eco Race на Маврикии Нифонтова получила компрессионный перелом позвоночника, когда на развороте улетела головой в песок, после чего сверху на нее упал мотоцикл.
Как вспоминает гонщица, больше всего ее тогда испугала не столько боль, сколько обжигающее тепло в груди. Подвижность рук и ног при этом сохранилась, поэтому она решила не ждать, пока ее отыщут и спасут, а кое-как встала, подняла мотоцикл и доехала со сломанным позвоночником остававшиеся до финиша пятнадцать километров.
Диагностировать компрессионный перелом смогли только в*Москве, причем не*сразу. На*пляже у*гостиницы в*Абу-Даби Нифонтова пересказывает свои мытарства так, что они превращаются в*гомерически смешную историю: «Меня доктор спрашивает: «В какой момент появилась боль?» —*Я*говорю: «После того как мне на*спину упал мотоцикл». Ну, врач оторопело переводит взгляд в*окно, а*там московский январь, сугробы, минус 20. Я*на*всякий случай уточняю: «В*Африке». Тут он*совсем на*меня смотрит, как на*сумасшедшую».
«Дакар-2019» обошелся без травм, однако в*какой-то момент случилась классическая, по*словам гонщицы, ситуация на*ралли-рейдах в*пустыне: «Я*завалилась за*дюны, то*есть перевалила через острый край и*на*другой стороне упала. И*следом практически за*мной ехал грузовик, он*как раз начал переваливать через дюну. А*они*же, когда поднимаются наверх, видят только небо. И*вот я*внизу прямо под ним практически стою и*понимаю, что сейчас эти девять тонн меня как муху пришлепнут в*песок*— и*все. Но, слава богу, он*в*последний момент заметил все-таки меня. У*меня бампер был перед лицом*— ну, в*метре, в*двух буквально он*остановился».
Как рассказывает Нифонтова, когда грузовик уехал, она минут десять просто стояла на*месте*— у*нее тряслись руки, текли слезы из*глаз и*в*целом был небольшой нервный срыв. «Уже когда я*уже финишировала в*лагере, журналисты подошли, вроде ходишь, всем улыбаешься, а*потом я*залезла в*палатку и*еще, наверное, минут пять прям как девочка поплакала от*души в*подушку. Ну, потом ничего, нос утерла: ладно, все нормально, пошли гайки крутить».
В*январе Нифонтовой исполнилось сорок. В*кольцевых гонках спортсмены редко участвуют в*серьезных соревнованиях в*таком возрасте, но*в*ралли-рейдах, говорит Нифонтова, все иначе: «Они тем и*хороши, что это возрастной вид гонок. Тут как раз нужно, чтобы у*тебя уже немножко в*голове все устаканилось, потому что недостаточно просто быстро ехать*— нужно, чтобы была тактика, где-то надо уметь заставить себя газ, наоборот, прикрыть».
Невысокая, хрупкая, короткостриженая, в*ярко-красной форме и*шлеме с*матрешкой гонщица выглядит как хорошенький подросток.
«Люди, которые далеки от*мотоспорта, как правило, представляют себе, что мотоциклистка*— это такая бой-баба здоровая с*промасленными руками, на*мужика похожая, с*басом с*хрипотцой,*— говорит она. —*Многие удивляются, когда видят меня: «Ой, а*ты, оказывается, не*такая большая и*страшная».
Каждый раз перед гонкой Настя непременно делает маникюр. «Даже на «Дакаре», казалось*бы, мне предстояло крутить гайки, но*все равно я*прихожу к*своей маникюрше, говорю: мне надо маникюрчик, но*такой, чтобы не*очень было заметно, если маслице капнет. Потемнее лак мы*выбирали, с*блестками, не*с*блестками»,*— кокетничает она. Выбрали с*блестками.)))
https://lady.mail.ru/article/508393...ej-proehala-5600-km-po-pustyne-na-mototsikle/
- - - Добавлено - - -
Вот фото
Не, какбэ я не я фанат ledi.mail.ru , просто встретилось на просторах интернета)
Скопирую здесь текст полностью, из уважения к читателям этого ресурса, ниже текста дам ссылку, откуда инфа.
"Как 40-летняя мама двоих детей*проехала 5600 км по пустыне на мотоцикле"
40 лет, двое детей, два высших образования. Москвичка Анастасия Нифонтова — первая в истории женщина, прошедшая ралли «Дакар» без техподдержки. В 2019 году она к тому же единственная мотогонщица, участвующая в чемпионате мира по ралли-рейдам.
В марте 2014 года во время своей первой гонки на чемпионате мира мотогонщица Анастасия Нифонтова доехала до пункта дозаправки в пустыне под Абу-Даби. Посреди барханов стоял огороженный пятачок*— четыре колышка в песке с натянутыми ленточками, палатка для судей и бензовоз, откуда все набирали топливо. За ограждениями кучковались болельщики.
Пункты дозаправки на ралли ставят примерно после двухсотого километра. У спортсменов есть 15 минут, чтобы заправиться и перевести дух.
Нифонтова с удивлением обнаружила, что туалетных кабинок на точке дозаправки нет. Мужчинам они не нужны, а на женщин ралли-рейды не рассчитаны. Несколько минут она соображала, что лучше: потерпеть и остановиться где-то дальше на маршруте посреди гонки*— но это значило потерять скорость и потратить, с учетом надетой на ней экипировки, лишние минут пять, — или же перебороть смущение.
В итоге она отошла чуть в сторону, отвернулась и присела.
Остальные участники гонки, мужчины, деликатно повернулись к ней спиной.
«БОЛЬШЕ МУЖСКАЯ ИСТОРИЯ»
Гаражный кооператив на задворках торгового центра в Дубае. Март 2019 года. Анастасия Нифонтова, в кепке в цветочек и с розовым маникюром, осматривает свой мотоцикл после долгой растаможки — он добирался в Эмираты отдельно и неожиданно застрял на границе.
40-летняя замужняя москвичка с двумя детьми и двумя высшими образованиями — единственная в истории женщина, прошедшая ралли Дакар — это 5600 километров на мотоцикле по пустыне без техподдержки и механиков.
Дети, дочь Маша пятнадцати лет и сын Тимофей шести лет, остались с бабушкой и дедушкой в Москве. Нифонтова в компании мужа и механика готовится к четвертому чемпионату мира по ралли-рейдам. Как обычно, он стартует в пустыне под Абу-Даби.
Ралли-рейды — это гонки на выносливость по пересеченной местности. Основная задача — как можно быстрее проехать сотни километров по маршруту, который гонщики никогда не знают заранее.
Самая известная в мире гонка такого типа — ралли «Дакар». Нифонтова прошла его дважды, в 2017-м и 2019 годах.
«Дакар» — опасное предприятие: за последние десять лет во время гонок погибли семь человек, в том числе от обезвоживания. Финишировать на «Дакаре», причем не важно, на каком месте, уже достижение, объясняет бывший главный редактор сайта Motorsport.com Ярослав Загорец: «Гонщик, который участвует в «Дакаре», априори крутой. Для того чтобы туда заявиться, нужно обладать большой смелостью и большой уверенностью в себе. А Настя не только заявилась, но еще и финишировала, причем в первый же раз».
Несмотря на то что в целом в мотоспорте женщин достаточно много, именно ралли-рейды «больше мужская история», говорит Нифонтова. Прежде всего потому, что физически это крайне тяжелый спорт: раллийный мотоцикл в боевом обвесе с заправленными баками весит порядка 180 килограммов, а вытаскивать его из песка приходится регулярно (есть эмоциональное*видео*2017 года, где Нифонтова не может справиться в одиночку и просит помощи у проезжающих).
Ехать приходится по жаре — гонщица хранит в смартфоне фотографию 2015 года из пустыни в Эмиратах, где термометр в семь вечера показывал 40 градусов. «Не каждой девчонке понравится несколько дней или недель жить в пустыне в пыли и грязи, где иногда даже не получается в душ сходить», — говорит она.
Нужно уметь ориентироваться в пустыне. Пропасть с концами на современных гонках невозможно, так как на мотоцикле стоит трекер и есть экстренная связь с организаторами, по которой можно вызвать спасательный вертолет, но надолго заблудиться в песках — запросто.
Кроме того, надо приноровиться ехать по дюнам. В Руб-эль-Хали, крупнейшей пустыне Аравийского полуострова, которую называют «Пустой четвертью», по словам Нифонтовой, до семи видов песка. «Какой-то легкий, как пыль, в*нем мотоцикл вязнет, какой-то с*более крупными песчинками, он*лежит плотнее. До*смешного, едешь-едешь, мотоцикл идет хорошо, потом ты*вдруг перескакиваешь в*другую песочницу, и*там вообще по-другому. Сама не*понимаешь, что такое, может, со*сцеплением что-то, а*это просто песок другой».
В марте 2019 года в Эмиратах три дня шел дождь (это редкость). На тренировке Нифонтова обнаружила, что песок из-за этого стал как «безешечка»: сверху плотная корочка в три сантиметра, а внутри «пухляк» — мотоцикл то едет, как по асфальту, то проваливается вглубь, и трудно рассчитать скорость так, чтобы не улететь через руль.
На чемпионате мира 2019 года в Абу-Даби Нифонтова стала единственной женщиной-мотогонщицей — больше желающих не нашлось. «Если*бы все было комфортно и*просто, какая вообще проблема добраться из*точки*А в*точку Б? —*расхаживая по*дубайскому гаражу, бодро объясняет она. —*А*тут именно задача выжить во*всем этом вот».
БИОГРАФИЯ
Анастасия Нифонтова родилась в 1979 году в семье советских инженеров. В детстве будущая гонщица занималась горными лыжами, а первый мотоцикл «Тула» родители подарили в 16 лет. Каталась Нифонтова на нем преимущественно на даче.
После школы девушка поступила в Институт иностранных языков им. Мориса Тореза, а в 1998 году пошла подрабатывать в мотосалон менеджером по продаже запчастей. «Естественно, вся мототусовка тусовалась плюс-минус в*этом мотосалоне»,*— вспоминает она. У*сотрудников были льготы на*покупку техники, и*весной 1999-го она с*помощью родителей купила себе «Ямаху».
Тогда же она первый раз поучаствовала в соревнованиях, в гонке «Баха Селигер»*— это был этап чемпионата России по ралли-рейдам. Нифонтова весело вспоминает, что тогда еще очень плохо ездила на мотоцикле.
Участия пришлось добиваться: «Был такой дядя Леня Майоров, Леонид Николаевич Майоров, он*заведовал всеми ралли-рейдами нашими. Я*и*сейчас-то не*очень большого размера, а*тогда мне было 19*лет, а*выглядела я*на*14—15. Помню, пришла, а*он*такой большой был, грузный дядька, на*меня глянул и*говорит ребятам: «Что это? Что это вы*мне привели? Где мы*ее*в*лесу искать будем?» Ну, один из*парней пообещал, что он*будет ехать рядом со*мной всю гонку». Единственным свободным номером оставался 13-й, с тех пор Нифонтова всегда выступает под ним.
В 2001-м Нифонтова увлеклась кино, продала оба мотоцикла и купила видеокамеру. Потом поступила во ВГИК на операторский и не занималась мотоспортом даже в качестве хобби. В 2003 году у Нифонтовой родилась дочь Маша.
Возвращение произошло почти случайно: приятель позвал с собой на соревнования, «гоночный азарт вспомнился, и*все пошло-поехало». В 2006 году Нифонтова проехала почти все этапы женского чемпионата России по мотокроссу*— «это когда все в*одну линеечку стартуют и*едут по*закольцованной трассе с*трамплинами».
В 2008 году ее позвали в профессиональную команду Yakhnich Motorsport выступать в дисциплине супермото: там часть трассы идет по грунту с трамплинами, а часть по асфальту, по шоссейному кольцу.
В итоге, рассказывает Настя, перепробовав все дисциплины, она пришла к выводу, что по-настоящему ей интересны только ралли-рейды.
Экс-главред Motosport.com Ярослав Загорец объясняет, что ралли требует от участников особого склада характера: «Специфика этих гонок такая, что ты*конкурируешь сам с*собой. Когда ты*выступаешь на*кольцевых гонках, вокруг тебя люди, ты*видишь трассу, видишь ее*начало и*конец, ты*знаешь, что, проехав десять кругов на*тренировке, ты*сможешь вернуться в*боксы, выпить воды и*отдохнуть. В*рейдах совершенно иначе: ты*один на*один с*природой, пустыней».
«Стартуешь одна и*борешься с*трассой,*— говорит Нифонтова. —*Я*не*ограничена кольцом, рамками справа-слева, какими-то ленточками. По*своей натуре я*не*спринтер*— я*еду потихонечку, не*спеша, но*я*люблю ехать долго, люблю всю эту историю на*выносливость».
БОСС И БОРОДА
На старте и финише Нифонтову обычно ждут ее муж Антон Гаврилов по прозвищу Босс и механик Сергей Морозов по прозвищу Борода.
С мужем Анастасия познакомилась тоже благодаря мотоциклам, когда Антон позвал ее в свою команду участвовать в шоссейно-кольцевых гонках. С тех пор у Антона осталось прозвище Босс — Нифонтова чаще всего обращается к мужу именно так.
Московская жизнь семьи проходит по большей части на велотреке в «Крылатском». Там Настя с Антоном держат магазин по продаже мотоциклов, запчастей и экипировки. Там же мастерская Бороды, а по соседству — спортзал, где у Насти проходят силовые тренировки. Даже домашняя кошка Тучка родом из Крылатского — она свалилась котенком прямо с крыши велотрека. Когда в июле 2012 года родился Тимофей, большую часть времени он проводил с родителями в магазине.
Утро субботы дома в Москве выглядит как рекламная идиллия XXI века. Антон — двухметровый брутальный красавец — вместе с сыном Тимофеем жарят блины. По коридору шмыгает Тучка, в гостиной в аквариуме затаился паук, а в шкафу в комнате дочери Маши дрыхнет днем домашний еж Колючка.
«Как я*всем говорю, мать у*них был Новосельцев. Это про нас,— хохочет Нифонтова в*интервью. —*Наш быт только благодаря стараниям Антохи держится на*плаву, потому что мать и*хозяйка*я, скажем так, не*очень правильная. Антон хорошо оттеняет меня в*этом смысле, если*бы не*он, у*меня вообще*бы все воспитание детей в*тартарары улетело. А*он*все-таки их*строит, все время мозг им*съедает, особенно Мане, она постарше. Что касается еды, мы*с*ним сразу, на*берегу договорились: я*сказала, что готовить не*люблю и*не*хочу. Он*такой: вообще, дорогая, не*вопрос*— я*люблю, хочу и*буду готовить».
Теперь в семье «готовят мужики». Сын Тимофей свою первую яичницу приготовил в два года. Нифонтова с гордостью уточняет, что «приготовил так, что ее*в*принципе можно было съесть».
На гонки Настя с Антоном всегда ездят вместе. В команде Антон занимается всем сразу: и техподдержкой, и общением со спонсорами, и организацией поездок. По утрам во время соревнований он заваривает для жены кашу: гонки стартуют до жары, в пять-шесть утра, есть в это время обычно не хочется, и каша — единственное, что у Насти получается проглотить на автомате. Гречку и овсянку обычно привозят с собой. В Дубае пара мимоходом обсуждает, найдется ли в гостинице во время ралли чайник.
—*Если что, из*кулера гречку зальем,*— говорит Настя.
—*Любимая,*— замечает Антон,*— для того, чтобы сварить гречку, нужен кипяток.
За исключением последнего «Дакара», с Настей и Антоном обычно третьим ездит еще один член команды — механик Борода. «Приезжают на машине к месту старта, машут мне ручкой, и я уезжаю, — рассказывает Нифонтова. — Потом они обычно приезжают на точку дозаправки, там тоже типа: «Сколько пальцев, один, два? Живая? Все, давай». Если вдруг какая-нибудь проблема с мотоциклом, не дай бог, можно сделать техинспекцию в счет своего времени. Потом, соответственно, я еду дальше, а они на машине отправляются ждать меня на финише».
На вопрос, когда они подружились с Бородой, Нифонтова отвечает, что «Борода был всегда». Сейчас ему 54 года. Вырос в Якутии, двадцать лет проработал дальнобойщиком, гоняя фуры от Урала до Магадана, а в 2007-м, когда фирма, где он работал, закрылась, на мотоцикле переехал из Якутска в Москву.
Борода запомнил Нифонтову еще по гонке в Астрахани 2009 года, но познакомились лично они уже в 2010-е, когда Антон и Настя позвали его на работу механиком в мастерскую при своем магазине.
В*Дубае Борода, не*зная английского, ловко коммуницирует с*местным механиком-арабом, а*услышав, что у*Насти в*интервью спрашивают, сколько масла заливается в*мотоцикл, откликается: «Она вообще не*должна этого знать, это моя работа».
Немногословный, крепкий, бородатый, в*темной бандане, Борода по*пути на*тренировку в*пустыню смотрит в*зеркало заднего вида и*говорит Антону: «Курточку*бы надеть Насте, чтобы не*простудилась перед гонкой».
«ИЗ*НИОТКУДА ГОНЩИКИ НЕ*ПОЯВЛЯЮТСЯ»
Изначально семья ездила на гонки за свои деньги. Деньги приходилось занимать у друзей и знакомых — однажды пришлось просить взаймы около семи тысяч евро.
В*России, объясняет экс-главред Motosport. com Ярослав Загорец, полностью обеспечивать себя за*счет спонсорских контрактов с*коммерческими компаниями чрезвычайно сложно. Это справедливо не*только для девушки-мотогонщицы, но*и*для мужчин-автогонщиков, несмотря на*то что автоспорт куда популярнее. По*сути, говорит Загорец, единственный способ*— найти обеспеченного фаната или мецената. Сейчас самая крупная и*развитая автогоночная программа в*стране*— «SMP Racing» Бориса Ротенберга. Она поддерживает два с*половиной десятка спортсменов. «При этом в*мотогонках такой программы нет, и*я*не*уверен, что в*ближайшее время появится»,*— говорит Загорец.
Нынешний мотоцикл Нифонтовой удалось получить несколько лет назад благодаря обращению к тогдашнему министру спорта Виталию Мутко. После одной из пресс-конференций Нифонтова подошла к нему и попросила о помощи. В итоге раллийный мотоцикл включили в закупку техники для Мотоциклетной федерации России. Официально мотоцикл стоит на балансе ДОСААФ, а Нифонтовой выдают его на тренировки и соревнования.
Когда Нифонтова начала ездить на*чемпионат мира, стало ясно, что надо искать спонсоров*— один этап обходится в*20—25 тысяч евро (авиабилеты команде, жилье, транспортировка мотоцикла, запчасти, экипировка, взносы). «Я*начала достаточно плотно над этим работать, всем писать, говорить: «Ребята, вот я*в*таких журналах, на*телике такие-то передачи», где-то у*меня уже начали тогда интервью брать. Сначала мне, грубо говоря, дали маечку: «Вот тебе маечка», и*я*ходила, везде рекламировала эту маечку. На*следующий год мне сгрузили барахла побольше. И*так вот потихоньку, потихоньку, как снежный ком, начало нарастать».
Сейчас, спустя пять лет, рассказывает Нифонтова, партнеры уже приходят к ней сами. Ее команду спонсируют с десяток компаний: Toyota, Red Bull, Motul, Bosch, Yakhnich Motorsport, Pirelli, Tag Heuer и другие.
При этом финансирование поездки на чемпионат мира-2019 все равно пришлось собирать по частям: например, за авиабилеты и отели для команды заплатило турагенство Space Travel, а Toyota выделила дополнительные средства на аренду автомобиля в Эмиратах.
Идея пройти «Дакар» на мотоцикле без техподдержки и механиков также изначально зародилась как пиар-акция. Ее предложил Антон Малышев, глава бизнес-направления Powersports Motul. Сейчас корпорация поддерживает пятнадцать российских спортсменов, пять лет назад поддерживала в два раза больше, однако помимо Нифонтовой женщин в программе было только две.
Как говорит Ярослав Загорец, на*сегодняшний момент*99% гонщиков в*мире*— это мужчины. «И*проблема не*в*том, что мужчины и*женщины не*могут соревноваться на*равных,*— объясняет эксперт. —*Преимущество гонщика*— в*его голове: это понимание машины, психологическая готовность, природный человеческий талант. И*тут никакой разницы в*зависимости от*пола не*может быть».
Связано преобладание мужчин прежде всего с*тем, что девочек традиционно крайне редко отдают в*картинг, а*«из*ниоткуда гонщики не*появляются,*— говорит Загорец. —*Занимаешься с*детства сначала картингом, постепенно дорастаешь до*серьезных соревнований. Для того, чтобы женщины участвовали в*гонках на*высшем уровне, нужно, чтобы много девочек было на*низшем уровне, а*их*мало, и*в*этом проблема».
Сейчас в*обществе возник запрос на*женщин-гонщиц. Комментатор «Формулы-1» Наталья Фабричнова отмечает, что девушек начали брать в*команды младших серий резервными пилотами. Однако Фабричнова уточняет, что пока это чаще происходит в*рамках пиар-акций и*ради привлечения рекламодателей.
В*2018-м была создана первая в*истории чисто женская гоночная серия «W*Series». Первые соревнования пройдут в*мае 2019*года. При этом, рассказывает Загорец, идею критикуют даже сами гонщицы*— за*выделение женщин в*отдельную серию вместо создания смешанных команд и*за*тепличные условия: участницам не*требуется искать себе спонсоров и*вообще думать о*деньгах, так как все оплачивают организаторы.
При этом Наталья Фабричнова отмечает, что в*качестве переходного решения «W*Series»*— не*самый плохой вариант: «Лучше, чтобы пока была женская серия, чем чтобы женщины просто абстрактно мечтали выступать когда-нибудь с*мужчинами. Тут участниц как минимум замечают и*могут позвать дальше».
Фабричнова*— не*только комментатор «Формулы-1», но*и*сама гонщица-любитель. По*ее*словам, с*сексизмом она не*сталкивалась ни*разу: «Как только закрываешь забрало шлема, ты*перестаешь быть девочкой или мальчиком».
Примерно так*же описывает Нифонтова атмосферу на*бивуаке во*время ралли-рейдов: пустыня уравнивает всех.
ДАКАР-2019
«Я*говорила: ребята, вы*только не*надейтесь, что я*доеду,*— вспоминает Нифонтова подготовку к «Дакару». —*Я, конечно, буду стараться, но*вот прям не*обещаю». На*обучение механике ушло пять дней в*режиме нон-стоп: Борода объяснял, а*Настя повторяла и*параллельно записывала видео на*телефон.
Последние десять лет «Дакар» проходит в*Южной Америке, каждый год по*новому маршруту в*новой стране. Из-за этого сейчас ралли, объясняет Ярослав Загорец, «очень неровное по*организации мероприятие».
В*2019 году «Дакар» длился 10*дней. «Вообще, задача в*моем зачете*— финишировать каждый день без серьезных поломок,*— объясняет Нифонтова. —*Потому что любая поломка, даже незначительная, все равно отнимает время, и*соответственно, ты*не*поспал, не*отдохнул. Усталость накапливается, и*больше шансов, что ты*не*доедешь из-за этого. Поэтому нужно было всегда себя сдерживать*— хотелось ехать побыстрее, поинтенсивнее, но*я*понимала, что надо беречь силы, беречь мотоцикл, нужно минимизировать шансы на*падение и*поломку техники. В*таком режиме, крадучись на*цыпочках, я*и*доезжала».
Антон был рядом*— он*смог устроиться водителем пресс-кара компании Motul и*возил по*трассе оператора. Помогать Насте и*дотрагиваться до*ее*мотоцикла ему было запрещено, но*он*мог подбодрить жену, когда по*вечерам они встречались на*бивуаке, а*заодно снимал фото и*видеоотчеты для ее*социальных сетей. На*одном из*видео Настя сплевывает воду в*песок и*недовольно произносит: «This is*not a*place for a*girl».
Сложнее всего давалась эмоциональная поддержка, рассказывает Антон: «Пару раз Настя говорила: «Все, не*хочу больше, никуда не*поеду». С*одной стороны, я*должен сказать: «Давай, сходи [с*дистанции], ничего страшного, самое главное, чтобы с*тобой все было в*порядке», а*с*другой стороны: «Ты*у*меня сильная, борись». И*важно понимать, в*какой момент что говорить, а*то*от*тебя ждут поддержки, а*ты*наоборот, давишь. Или уговоришь сойти, а*потом тебе этого не*простят».
—*А*был момент, когда ты*говорил: «Ничего страшного, сходи»?
—*Был, конечно.
—*И?
—*Я*же ее*знаю, если силы хоть чуть-чуть есть, никуда она не*сойдет.
Финишировала Нифонтова в*своем зачете девятой из*32*человек. Все остальные были мужчины, причем до*финиша добралась только половина участников зачета. Еще одна мотогонщица, Сара Гарсия из*Испании, сошла с*дистанции.
«МАНИКЮР, НО*ЧТОБЫ НЕ*БЫЛО ЗАМЕТНО, ЕСЛИ МАСЛИЦЕ КАПНЕТ»
В начале 2016 года во время гонки Africa Eco Race на Маврикии Нифонтова получила компрессионный перелом позвоночника, когда на развороте улетела головой в песок, после чего сверху на нее упал мотоцикл.
Как вспоминает гонщица, больше всего ее тогда испугала не столько боль, сколько обжигающее тепло в груди. Подвижность рук и ног при этом сохранилась, поэтому она решила не ждать, пока ее отыщут и спасут, а кое-как встала, подняла мотоцикл и доехала со сломанным позвоночником остававшиеся до финиша пятнадцать километров.
Диагностировать компрессионный перелом смогли только в*Москве, причем не*сразу. На*пляже у*гостиницы в*Абу-Даби Нифонтова пересказывает свои мытарства так, что они превращаются в*гомерически смешную историю: «Меня доктор спрашивает: «В какой момент появилась боль?» —*Я*говорю: «После того как мне на*спину упал мотоцикл». Ну, врач оторопело переводит взгляд в*окно, а*там московский январь, сугробы, минус 20. Я*на*всякий случай уточняю: «В*Африке». Тут он*совсем на*меня смотрит, как на*сумасшедшую».
«Дакар-2019» обошелся без травм, однако в*какой-то момент случилась классическая, по*словам гонщицы, ситуация на*ралли-рейдах в*пустыне: «Я*завалилась за*дюны, то*есть перевалила через острый край и*на*другой стороне упала. И*следом практически за*мной ехал грузовик, он*как раз начал переваливать через дюну. А*они*же, когда поднимаются наверх, видят только небо. И*вот я*внизу прямо под ним практически стою и*понимаю, что сейчас эти девять тонн меня как муху пришлепнут в*песок*— и*все. Но, слава богу, он*в*последний момент заметил все-таки меня. У*меня бампер был перед лицом*— ну, в*метре, в*двух буквально он*остановился».
Как рассказывает Нифонтова, когда грузовик уехал, она минут десять просто стояла на*месте*— у*нее тряслись руки, текли слезы из*глаз и*в*целом был небольшой нервный срыв. «Уже когда я*уже финишировала в*лагере, журналисты подошли, вроде ходишь, всем улыбаешься, а*потом я*залезла в*палатку и*еще, наверное, минут пять прям как девочка поплакала от*души в*подушку. Ну, потом ничего, нос утерла: ладно, все нормально, пошли гайки крутить».
В*январе Нифонтовой исполнилось сорок. В*кольцевых гонках спортсмены редко участвуют в*серьезных соревнованиях в*таком возрасте, но*в*ралли-рейдах, говорит Нифонтова, все иначе: «Они тем и*хороши, что это возрастной вид гонок. Тут как раз нужно, чтобы у*тебя уже немножко в*голове все устаканилось, потому что недостаточно просто быстро ехать*— нужно, чтобы была тактика, где-то надо уметь заставить себя газ, наоборот, прикрыть».
Невысокая, хрупкая, короткостриженая, в*ярко-красной форме и*шлеме с*матрешкой гонщица выглядит как хорошенький подросток.
«Люди, которые далеки от*мотоспорта, как правило, представляют себе, что мотоциклистка*— это такая бой-баба здоровая с*промасленными руками, на*мужика похожая, с*басом с*хрипотцой,*— говорит она. —*Многие удивляются, когда видят меня: «Ой, а*ты, оказывается, не*такая большая и*страшная».
Каждый раз перед гонкой Настя непременно делает маникюр. «Даже на «Дакаре», казалось*бы, мне предстояло крутить гайки, но*все равно я*прихожу к*своей маникюрше, говорю: мне надо маникюрчик, но*такой, чтобы не*очень было заметно, если маслице капнет. Потемнее лак мы*выбирали, с*блестками, не*с*блестками»,*— кокетничает она. Выбрали с*блестками.)))
https://lady.mail.ru/article/508393...ej-proehala-5600-km-po-pustyne-na-mototsikle/
- - - Добавлено - - -
Вот фото
Не, какбэ я не я фанат ledi.mail.ru , просто встретилось на просторах интернета)
Последнее редактирование: