Часть 1.
Грузия - сентябрь 2018, впечатления из первых рук.
19 дней и 6000 км своим ходом, слава Богу уже дома, утро 20 сентября.
Кто бы что не говорил, но путешествие в салоне "консервной коробки" разительно отличается от мототрипа на длинное расстояние.
На мотоцикле в пути "живешь"дорогой: яркие краски, букет запахов, само наслаждение драйвом - все время В ДВИЖЕНИИ. Никаких пробок, остановок, обгон слева, объезд справа, почти мгновенное ускорение и выезд на открытый простор дороги, все то, за что мы все так любим мотоцикл.
Есть конечно свои минусы, особенно длинные колонны фур на М4, зато когда после Богучара свернул влево на Белгород и Украину, то здесь, на полупустых дорогах между небольшими городками во всю чувствуется прелесть природы и наслаждение от езды по донским балкам и курским проселкам. Как то совсем незаметно, просто в радость приезжаешь на границу с Украиной, оставив за спиной 1000 км вчерашнего дня на пути с Ростова.
Донские балки по своему красивы, а главное почти безлюдны и трафик = 0.
С 2011 года, со второй поездки в Индию вожу нетбук, в свободное время делаю записки, что не говорите, но тренировка для мозгов тоже необходима. На эндуро-дорога Лаоса в 2012 треснул экран, заменил, через пару лет купил новый Т-1000, дожил до Майских 2018, когда снова где-то на горных колдобинах под Новороссийском треснул, теперь уже сенсорный экран, но девайс остался рабочим и в Грузии продолжал иногда, в редкие свободные минуты, записывать наиболее яркие моменты "жизни в путешествии".
Пока еще "дышит" - курилка, но пора покупать новый.
Предлагаю начальный "сумбур" или взгляд со стороны на ОФФРОУДПИПЛ в сентябрьской Грузии.
Украина - Грузия, 1/09 -3/09.
Изначально планировать выехать 30 августа, хотелось попасть во Владикавказ вовремя, 2 сентября, "гульнуть" со знакомой по майскому путешествию компанией.
Получилось, как в той поговорке - Хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах.
В итоге 1 сентября отвел 10-ти летнюю дочь на праздничную линейку в школу, потом еще посмотрел выступление детской секции гимнастике, где занимается ребенок, на празднике Дня города и только после всех торжеств, со спокойной душой и чувством выполненного родительского долга в 17-30 поехал на КПП Катериновка, на Курск.
Теперь можно ехать хоть на месяц!
Долбанная таможня.
Местная таможня, не в пример Верхнего Ларса или питерского Выборга (где, как и вы проезжал "сквозняком") - "добро" никогда не дает.
"Слуги хреновы" роятся в сумках, пришлось разгружать упакованные вещи, а почему этого не делают на КПП в Норвегии или Польше-Румынии?
Одним словом - уроды, другого слова для этих "слуг государевых" у меня нет.
Традиционный маршрут на Белгород - Россошь, в объезд Воронежа и пробок в Лосево. В 03:00 - "бобик сдох", еле дотянул до Россоши и спать в местном отеле, какая то совсем смешная цена за койку в номере - 500 руб. , душ на этаже, интернет, чистая постель.
С утра в путь, зашел традиционно в Храм в Россоши - воскресная служба, а далее по "срезочке" на М4 через деревню Деризовка на Дону - самый оптимальный путь, особенно на мото с хорошими подвесками, асфальтовая дорога мимо донских балок и оврагов не совсем хорошо качества, зато никаких машин.
Рядом Дон, грех не заехать искупаться, вспомнил фразу Володи Черепахи:
- Не спеша проехать путь до Грузии денька за три, любуясь природой.
Может не дословно, но что то похожее он озвучил на сайте Оффроудпипл.
И куда мне спешить? Во Владик сегодня точно не доеду, с компанией буду "коннектиться" уже в Грузии, потому делаю дорогу продолжением путешествия или началом, а не просто перемещением с пункта А в Б.
С удовольствием искупался на Дону, поговорил с местными рыбаками, даже минералкой меня угостили в дорогу.
По М4 сначала все окей, крейсер 140 км/час, две полосы в каждом направлении. Под Каменском начались заторы, не то что в две, три полосы - куда ехать на авто?
Зато на Гусе-800 сплошное раздолье, смело можно "спрыгнуть" в обочину, обогнать по полю, проехал затор в километров 10 !! очень быстро, жалея клиентов "консервных банок", температура +33 !
Как тут на авто с прицепом ехать, если даже на одном байке не протолкнуться?
Заехал к родственникам в Новочеркасск, те в трансе, как не останешься ночевать? Почему?
- Ребята ждут, надо ехать - попил кофе, поговорили жизни и вперед.
Объездная Ростова встретила непонятно-дикими, вечерними пробками, но тут я на коне, справа по обочине, а то и просто по полю и наконец выезд в сторону Кущевской.
Ночлег в Армавире, чуть раньше, около двух часов ночи, отель рядом с мостом, за 1000 руб. и без интернета.
Проснулся рано, дальше в путь в 7:30, с утра никакой жары - приятная свежесть. Под Нальчиком вспомнил о чудном месте Аушигер - гейзерный бассейн с минералкой известный на всю Россию. Еду практически мимо, как не зарулить, погреть кости, попить водички с температурой +50 и выше.
Теперь точно по принципу Володи Че - дорога, как продолжение путешествия. На все, с дорогой и обедом ушло часа два, зато какой РЕЛАКС.
Под Ростовом на дороге сущий ад, не дай бог сюда на машине!
3-го сентября после обеда прошел быстро две таможни, без досмотра, страховка на АЗС после Казбеги за 20 лари.
Запомнился КПП в Осетии, регистрация для всех, кто едет дальше, на Кавказ.
Подошел офицер, спросил куда едешь, говорю в Грузию, а в Чечне был?
Тут мой конек! Рассказал вкратце о июльской семейной поездке на Кавказ и Эльбрус, потом 3 дня в Чечне, жили в Шали, ездили в Грозный - Чечня очень понравилась!
Причем все, не кривя душой.
Парень, сам чеченец, прям весь "засветился".
- Не надо никуда идти, ты наш гость, счастливого пути!
Кстати, это единственная остановка после Курской таможне, больше никакой полиции, можно сказать, как в Европе!
На АЗС в Гудаури увидел кучку груженых эндуро, наверняка "наши люди" - КТМ-690 и XR-650 узнал сразу - Вантес и Андрей ПГ.
Рядом КТМ-990 вызывал уважение своей снарягой - куча разных сумок и сумочек, защитные дуги, злая резина, складывалось впечатления, что рейдер "белого австрийца" собрался в кругосветку.
Четвертый байк, Версус -650, в этой компании казался "лишним" - дорожная резина и колеса на 17, только подчеркивали "безродность" вполне приличного дорожного байка рядом с эндуро на злой резине.
Начали знакомиться: двоих знаю, еще Стас "Рамштайн" на 990-м и Алексей на "Версусе".
Все отлично, несмотря на выезд с опозданием на двое суток, догнал участников ОФФРОУДПИПЛовского грузинского трипа.
Военно-грузинская дорога, на перевале Кресты - дождь.
Сразу уточнил за лагерь - Вантес твердо ответил:
- Смотри трек, КЕМП 1, наш ночлег там.
Тронулись в путь, ребята помчались по мокрому асфальту, словно угорелые, наперегонки друг с другом, хотя еще с перевала местами моросил дождь.
Куда спешить? Мы уже в Грузии, серпантин и узкая дорога, красивые виды, а все куда то "летим"?
Внизу пару дорожных заторов и строительная техника, там догнал "гонщиков", потом встретили компанию Миши "Головы" и все развернули в обратную сторону. Это нисколько не удивило, на Майские такие "фокусы" были повсеместно, но тут другой момент - в Грузии на байке уже в четвертый раз, есть хорошие знакомые среди местных жителей, где останавливались с ночлегом. Потому поехал по своему усмотрению в хостел у озера Жинвали к грузину Важе - суп харчо, хачапури, сыр, местное вино, а чего еще ехать в Грузию?
Главное есть точка лагеря и не в правилах ОФФРОУДПИПЛ отступать от трека, это тоже уже знал с Майских покатух, значит кровь из носа, но компания доедет до лагеря на привал, а я их там найду чуть позже.
Часок погостил у Важи - поел супа, купил 2 л белого сухого вина и сыр под него. Заехал в кафе Арагви, где постоянно останавливались на перекус - прекрасный имеретинский хачапури + интернет в придачу.
Связался с Женей "грузином", один из немногих, кто катает по Грузии на Гусе-1200 Адвенчер.
Суп харчо, сыр, хачапури... что тут говорить, лучше пробовать!
Давно стемнело, пора в лагерь, попутно слежу за перепиской в грузинской теме Ватсапа - Коля Муколтин на точке Кемп 1 никого не нашел, поехал по треку в обратном направлении. Смотрю кто то точку лагеря в Мапс МИ скинул, совсем отличается от Кемп1, причем километров на 30??
Куда ехать? Начинаю выяснять, благо интернет в кафе отличный - ничего не понимаю, пишут, мол мы на другом месте, а ведь уже чуть не поехал на Кемп1.
Во дела, куда ехать? Задаю в Мапс Ми координаты сброшенной точки - 25 км совсем в сторону от Кемп1.
Выбора нет, вернее он есть - можно ехать в Тбилиси к Жене - 50 км по асфальту, нет, поеду искать лагерь, интересно пообщаться на "дикой" природе с ребятами, с кем на Майские "съел пуд соли" - образно говоря.
Сначала асфальт, потом спуск в деревню, вдоль реки по камням, узкий пешеходный мост, снова по горному грейдеру в пол двенадцатого ночи. Еду по треку, дорога задирает вверх, стоп, искомая точка - 300 м перпендикулярно треку в сторону. Никакой тропы или дороги туда нет - ничего не пойму. Еду дальше, еще пару поворотов по ночной горной дороге в свете фар, но главное не знаю куда ехать. Смотрю на трек, идет удаление от точки лагеря, но до самого лагеря дороги с трека нет.
Что за чертовщина, останавливаю Гуся, сигналю, глушу - тишина, кричу голосом - все равно тишина.
Снова в телефон, благо интернет хоть какой то есть. Вы где? В телефоне тоже "тишина" - никаких сообщений.
На всякий случай включил в нави-программе Локус запись трека, случай чего, хоть легко найду дорогу назад, посмотрел на телефон и Локус ?? Езжу где то "вверху", а Мапс Ми показывает лагерь на берегу?
Трогаюсь вперед, "включаю логику", должна где то быть своротка вправо и путь к озеру, на берегу "гужбанят" ребята, а найти не могу. Дорога задирает вверх и явно удаляется от сброшенной точки. Вместе с возмущением появляется чувство тревоги, ездить по незнакомым горам ночью на тяжелом мотоцикле - это не самое лучшее занятие. Останавливаюсь, глушу байк, разворачиваю на узкой дорожке в ручную, назад на точку лагеря, смотрю на экран телефона, приближаюсь к точке лагеря - 300 м вниз по навигатору, но никакого намека на дорогу.
Хрен его знает, куда "идти", получается почти как в песне Шнура:
- Ехай, ехай на х...
Наконец приходит сообщение от Володи Че - ты не туда поехал, вверх не надо, на развилке прямо и дальше правее.
24:00 - полная темень в горах и куда дальше? Хрен с ним, главное назад дорогу знаю, поеду ночевать к Важе или Тбилиси.
В ночных поездках по горному грейдеру, тем более в одиночку, есть одна "заковырка": незнакомая местность, дорога явно условная с кучами камней, не дай Бог где то приложишься, что тогда?
Был прецедент в Норвегии, легко приложился на сыпухе одного из фьердов, сам не смог поднять байк, т.е. или надо разгружать или ждать товарища и вдвоем.
Потому то в горы в одиночку лучше не ездить.
По приезду со скандинавского трипа специально на электронных автовесах - свесил Гуся800 с сумками, вышло 245 кг! Так это без запасов питьевой воды, а уж тем более вина, которого в Грузии постоянно было в сумке 2-3 л.
Попробуй сам поднять байк весом в 250 кг, если во мне всего 70 кг и рост явно ниже среднего.
Такая "предательская" мысль постоянно сверлила голову, в ночной поездке вокруг Жинвальского озера.
Съехал вниз, есть отворотка влево, на нее, а дальше - разрушенное здание и лай собак, не хватало еще на сторожевого "кавказца" угодить.
Опять Володя пишет, правильно едешь, газуй прямо.
Газую, куда то спуск вниз, подъем и свет впереди - слава Богу нашел!
На часах начало первого!
"И тут Остапа понесло"
Ах мать перемать, считал Оффроудпипл "СВЯЩЕННЫМИ КОРОВАМИ", все вы можете и умеете, куча электронных девайсов под рукой, не можете зайти в Мапс МИ или Нави-Локус, чтобы определить отличие точки лагеря от трека движения. Забивайте гвозди своими нави-девайсами.
По линии трека езжу, а в лагерь попасть не могу, в горах в полночь.
- Хорош кричать, лучше рюмку бери...
Пошла рюмка на ура, слышу дальше:
- Видишь, говорили не найдет? Нашел!
Эх перемать, у вас "ставки", а мне каково ездить в темноте, с риском куда то в пропасть свалиться?
Еще по рюмке, продолжаем "разбор" полетов:
- К вам мужик приехал за 2000 км, в горы, ночью, тут же "салаги" есть, пусть кто то с молодежи на легком эндуро вверх выедет, найдет "заблудившегося", в чем проблема?
Так все уже спять...молодежь и вправду оказалась какая то сильно "правильная" - ложились раньше всех и спали до "победы".
Оказалось, что Володя Че приехал на полчаса раньше меня и тоже искал лагерь вверху по треку, нашел только благодаря рации.
В моем случае рация не "сконектилась" с диапазоном ПИПЛов, негодная, только для супермаркета.
Только благодаря Володиным подсказкам доехал в расположение "лже-"Кемп1", а на самом деле просто берег Жинвальского водохранилища, с которого днем все как на ладони, а ночью с точностью наоборот - сплошные дебри.
Часов до 2-х ночи потихоньку пили со Стасом и Вантесом "бехтеревку" и еще что то, "чесали" за жизнь и отдых - отличный вечер или полуночь вышла.
Ночью ездить по этим местам не очень приятно, вернее, совсем не приятно.
Смотреть окончание ролика, с 4.55 - ребята уже в конце грузинского путешествия снова едут на место 1-й стоянки - ночью, только хотя бы знают куда ехать.
В моем случае в первый день, вернее ночь, можно сказать изрядно перенервничал, пока добрался в лагерь.
Часть - 2.
4/09. Жинвали - Тбилиси.
Утром красота озера покорила, можно даже сказать пафосно, по книжному:
- Ради таких минут жить хочется!!
Дымка над озером, горы, отражающиеся в воде деревья. Хорошо в Тифлис не поехал.
Познакомился с Николаем Муколтином, тепло поздоровались, о чем то говорили, он тоже рассказал, как искал лагерь с другой стороны озера, хорошо хоть днем.
Года четыре назад у нас с Николаем вышел спор на сайте "Мототревелса", виртуальная "заруба" получилась. Зато как хорошо, вот так в далекой Грузии, куда мы оба попали своим ходом, побеседовать с "оппонентом" о жизни, о путешествиях и спорить не о чем - мы сюда вместе приехали, а ярые "спорщики" обычно дома или на работе за компом сидят-флудят.
Нам что доказывать - в одной лодке, под названием "Горная Грузия".
Покупался в озере, отличное настроение, отличная погода, познакомился с остальной компанией. Самый оригинальный оказался Миша Pate (Голова), приехал с женой и детьми на двух байках - ГС800 и КТМ-690!
Пока завтракали Володя Че "расколупал" Хонду-650 Андрея ПГ - что то там с клапанами, вердикт такой, что надо сразу валить обратно, а может еще и проедет тыщу или две км.
По факту где то на пути к Грузии "хрюша650" начала сыпаться, что тут сделаешь?
Все сошлись во мнении - надо ехать дальше и добивать байк до ручки иначе зачем ехал в Грузию? Собрали пол-движка назад, что то подкрутили, мотор стал работать веселее, значит будет жить, пока.
Напоминанием к написанному будет прекрасные клип-фильмы Ивана Вантеса сделанные на камеру Го Про и китай-телефон-навигатор OUKITEL, очень крепкий девайс, у меня такой слетел с крепления на скорости 110 км/час - попрыгал долго по асфальту и ... остался жить-работать, радовать хозяина.
Один день - одна серия, снятые сразу на месте событий, в плане езды - конечно сплошные "срезочки" и "Гуси800" с 990-м там не "летали".
С лагеря уезжал без сожаления, впереди по треку какой то город "вагонеток" и музей Сталина в Гори, нах вам эти музеи?
На "вытянутую руку" средневековая крепость Шатили в первозданном виде через перевал Крест в 2600 м, и по срезке через Тианети, можно попасть в Омало - самые лучшие места в Грузии для эндуро-туриста.
Говорил-писал об этом еще в теме на сайте, но компания неумолима, у них "свое кино".
Уточнил у Володи Че место встречи на завтра, чтобы не получилось как с Кемп1. Поехал на Тбилиси переобуть резину, повидаться с Женей Виражке, знакомы как мототуристы с 2011 года, трижды гостил в его тбилисской квартире, ко мне в Украину он приезжал в 2016 году, как не заехать к другу?
По треку не поехал, назад по вчерашней ночной дороге, через пешеходный мост на военно-грузинскую дорогу, как легко, приятно здесь ездить днем, в отличии от ночи.
Остановка в кафе Арагви - уютное место с хорошей кухней, как раз на дороге. Заказал хинкали с сыром, чай, сижу отдыхаю.
Подъехал парень, вернее ехал мимо, но увидев "Гуся" с навюченой резиной остановился. Зашел, поздоровались, как все байкеры или мототуристы.
Разговорились, вышли посмотреть на мото, у него Хаски-701, 2018 года, таких даже не видел. Новейшая модель пришла на смену КТМ-690.
Едет с Армении, сам этничный армян из Сочи, рассказал о маршрутах по Армении, где ездил, я немного за Грузию и Кавказ, потом речь зашла об эндуро, кто как пришел к "двухколесным джипам".
Затронули Приэльбрусье, он начинает рассказывать, что читал статью в журнале "Мото" несколько лет назад об эндуро поездке по Кавказу и тогда самому захотелось так проехать, почти вокруг Эльбруса.
Ну думаю дела, начинаю конкретизировать некоторые моменты той поездки, о "Золотых воротах", Черкесские Джиласу, он поддакивает, тоже читали?
Да нет говорю, не читал, сам ездил и в журнал написал. Глаза у парня округлились, ну тогда дядя дайте пожму руку, если бы не вы, то наверное до этих пор катался на КТМ-Дуке, а теперь у меня классный эндуро - вся Армения завидовала и угощали в каждом баре!
Еще немного поговорили и каждый поехал по своей дороге, мне в Тбилиси, парню на Верхний Ларс.
Без проблем нашел место шиномонтажа, где в 2016 бортировал колеса, а его там нет?!
Подсказали, что перенесли чуть дальше, развернулся, нашем искомую точку в доме, где ночевали большой украинской компанией во время августовской поездки 2016 года.
Почему шиномонтаж?
В 2015 бортировали во дворе Жени колеса сами, как раз для поездки в Шатили - Омало.
На утро оба моих колеса сдулись, с тех пор пропала охота делать бестолковое "сношение" с резиной, когда рядом есть шиномонтаж - каждый должен заниматься своим делом.
Мастер Давид вспомнил меня, помог разбортировать и поставить "Ралли Скорпион" на Гуся - дорожную резину оставил у него, еще снял высокий ветровик, по горам лучше ездить без стекла.
Встретились с Женей, байк поставил прямо во дворе, даже противоугонную цепь не доставал, переодевшись, пошли вместе в ресторанчик на берегу Куры.
3 литра белого сухого + отличная закусь - хорошо посидели.
5/09/ - Тбилиси.
По утру вставать не хотелось, а тем более куда то ехать, сказался вчерашний бурный вечер в кабаке. Раскачался к обеду, поехал купил симку с интернетом оператора МАГТИ - всего 13 лари = 5дол. на месяц за 4 МГб трафика, на две недели хватит с головой, к тому же на экране цифра 4G, т.е. "летающий" интернет.
Дальше в торговый центр за рацией, вчера с Жекой и Томой нашли в компьютере где купить и даже созвонились, адрес забил в Мапс Ми - приехал по нави в магазин у ж/д вокзала, купил и проверили рацию за 170 лари=65$.
На часах уже 17:00, досиделся нахрен, ехать по быстрее надо, уже явно снова в ночи буду искать лагерь. В Гори обязательно надо заехать, посмотреть музей человека, "придумавшего" Украину в современных границах, только мои соотечественники "подарок" дяди Джо не оценили - "разбазарили" державу...
С ветки Ватсапа узнаю о детективной истории с ПИПЛами, куда угодили в пограничную зону рядом с Южной Осетией, часть задержала полиция, часть уехали.
Да, не скучно ребятам ездить!
К вечеру от передового отряда получаю точку лагеря, от Гори еще 250 км, а уже темнеет. Еду по навигатору по трассе на Батуми, трафик напряженный, машин много. Наконец своротка и последних километров 40 проселочного горного грейдера.
Со второй попытки нахожу лагерь, вначале уперся в какой то ров, пришлось разворачиваться пешком, раскатывая байк на узкой насыпи.
Около 11 ночи приезжаю в лагерь - спешиваюсь, приветствую всех. Встречный вопрос:
- Что так тихо, почему не кричишь?
- Так точку лагеря дали плановую, чего кричать, все Ок!
Понятное дело застолье, потом ставил палатку, потом еще застолье... а иначе зачем в Грузию ехать?
6/09 - Хванчкара.
Утром компания в максимальной комплектации - приехал Сергей Иванов, Димон и Амир, русский латвиец Олегс на ГС800.
Маринка на Ямахе-600, Дима с Казани на ДРЗ400 с большим баком, Володя Че на XR-650, кажется назвал всех - 16 человек, можно сказать ГРОМАДНАЯ компания едет пить Хванчкару и далее в Местию через Лентехи. Отличный трип!
Миша "Голова" семейно ночевали где то в отеле, сказали, что догонят в Хвачкаре.
Лагерь "рассосался", по 2-3 человека поехали на маршрут, в конце остались со Стасом, договорились вместе не только выпивать но и кататься.
Проехали через узкий пешеходный мост, странно, вчера вечером его не видел, даже не понял, по какой дороге приехал ночью на берег озера?
"Кругосветчик" Стас на КТМ-990 с люминиевыми ящиками, вес его байка наверное потянет на все 300 кг ! Рядом ребята велотуристы, коих в Грузии встретили очень много.
Трек пошел по асфальту, серпантин вверх на перевал, небольшая фотосессия, извилистый спуск в долину, где делают самое известное грузинское вино - Хванчкару.
В городе Амбролаури на площади громадная бутылка Хванчкары, оригинальный памятник, похожих не встречал нигде.
После чая и хачапури в местном кафе, тронули дальше по треку, через 15 км метка винного бара. Здесь в ходе беседы с хозяевами кафе узнал интересную подробность - сладкое вино Хванчкару делают из особого винограда Александро с ценой до 8 лари за кило. Потому и вино от 20-25 лари/литр = 10$.
Кто то взял литр за 20 лари, остальные поехали в следующее село, где Стас нашел "наше" вино - 15 лари за 5 литров.
Интересный асфальтовый серпантин сменился пыльным грейдером с камнями. Встречных машин очень мало, видно ездить сюда по разбитой дороге нет желающих .
"Передовики" свернули с дороги на трек, по рации быстро пришла новость - крутые бугры для легких эндуро, а если у вас под задницей 250 кг веса, то это явно не легкий эндуро.
Вантес, Иванов, Володя Че - продолжили штурм срезочки в Цхалтубо к пещере Прометея.
Забил в Мапс Ми Цхалтубо поехал почти рядом с нашим треком, вправо с трассы горный маршрут оказалась "дорогой" весьма условной. Дальше пошел путь между виноградниками, по которому явно никто не ездил, но тропа виднелась.
На бугру под посадками увидел "Африку" Муколтина, сам Николай был явно не в духе:
- Нет здесь дороги, заросла. Чего сюда переться, на этом мотоцикле еще домой ехать надо!
ЗОЛОТЫЕ СЛОВА, мне всегда надо домой ехать на мотоцикле, по другому даже не планирую.
Коля развернул "Африку" и уехал назад. Поставив "Гуся", пошел смотреть - нечего смотреть, заросшая лесопасадка, на каком-нибудь ДРЗ-400Е можно конечно попробовать пробиться через терни, как было, например, на Майские, но только не на ГС800.
Вернулся к мотоциклу, с трудом развернул под горку, поехал догонять Николая.
На трассе встретил Рамштайна, тот тоже ехал на "нашу дорогу" по Мапс Ми. Жестом показал - ловить нечего, помчали на Кутаиси по асфальту и оттуда в Цхалтубо.
У пещеры Прометея, вернее не доезжая пару км увидел припаркованные возле бара байки Стаса и Николая - это по нашему, что, что, кухня у грузин прекрасная.
Ребята перекусывали основательно, заказал харчо + салат с зелени и лимонад "крем-сода", вкус точно, как в детстве. Умеют грузины делать не только вино, харчо и хачапури, но еще и вкусные лимонады, а у нас все только разные буржуйские "колы".
В пещеру не пошел, был в 2015 - красивое действо за деньги.
C лагерем получилась настоящая заморочка: дважды искал - не нашел, причем второй раз МАПС МИ повел искать точку лагеря куда то за реку, где встретил таких же "сусаниных" - Андрея ПГ и Леху.
Они даже с рацией и переговорами не понимали куда ехать ставить палатки. Оказалось "умный Мапс МИ" повел нас на другую сторону реки, хоть по какой то дороге, сам же лагерь стоял напротив, но никакой дороги к нему не было - попробуй объясни это навигатору?
Спуск на "базу" от Вантеса и Сергея Иванова, именно они нашли столь затычное место, для Лешиного "Версуса" оказался совсем "героическим", с падениями и прилажываниями.
А как вы хотели на дорожной резине и дорожном байке ездить вслед за Вантесом?
P.S.
На этом грузинские записи обрываются, дальше некогда было доставать нетбук и что писать, то погода с дождями, то "апохмеловка" или просто желание - ничего не делать. Писать отчет-впечатление, это все же работа, порой работа для души, чтобы, как говаривал один знакомый турист:
- Длинными зимними вечерами снова окунаться в приятную, теплую атмосферу летних приключений на мотоцикле или авто.
Какие то обрывистые записи делал, впереди точно будет время их "причесать" и довести до состояния приятных воспоминаний изложенных на бумаге.
- - - Добавлено - - -
Грузия - сентябрь 2018, впечатления из первых рук.
19 дней и 6000 км своим ходом, слава Богу уже дома, утро 20 сентября.
Кто бы что не говорил, но путешествие в салоне "консервной коробки" разительно отличается от мототрипа на длинное расстояние.
На мотоцикле в пути "живешь"дорогой: яркие краски, букет запахов, само наслаждение драйвом - все время В ДВИЖЕНИИ. Никаких пробок, остановок, обгон слева, объезд справа, почти мгновенное ускорение и выезд на открытый простор дороги, все то, за что мы все так любим мотоцикл.
Есть конечно свои минусы, особенно длинные колонны фур на М4, зато когда после Богучара свернул влево на Белгород и Украину, то здесь, на полупустых дорогах между небольшими городками во всю чувствуется прелесть природы и наслаждение от езды по донским балкам и курским проселкам. Как то совсем незаметно, просто в радость приезжаешь на границу с Украиной, оставив за спиной 1000 км вчерашнего дня на пути с Ростова.
Донские балки по своему красивы, а главное почти безлюдны и трафик = 0.
С 2011 года, со второй поездки в Индию вожу нетбук, в свободное время делаю записки, что не говорите, но тренировка для мозгов тоже необходима. На эндуро-дорога Лаоса в 2012 треснул экран, заменил, через пару лет купил новый Т-1000, дожил до Майских 2018, когда снова где-то на горных колдобинах под Новороссийском треснул, теперь уже сенсорный экран, но девайс остался рабочим и в Грузии продолжал иногда, в редкие свободные минуты, записывать наиболее яркие моменты "жизни в путешествии".
Пока еще "дышит" - курилка, но пора покупать новый.
Предлагаю начальный "сумбур" или взгляд со стороны на ОФФРОУДПИПЛ в сентябрьской Грузии.
Украина - Грузия, 1/09 -3/09.
Изначально планировать выехать 30 августа, хотелось попасть во Владикавказ вовремя, 2 сентября, "гульнуть" со знакомой по майскому путешествию компанией.
Получилось, как в той поговорке - Хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах.
В итоге 1 сентября отвел 10-ти летнюю дочь на праздничную линейку в школу, потом еще посмотрел выступление детской секции гимнастике, где занимается ребенок, на празднике Дня города и только после всех торжеств, со спокойной душой и чувством выполненного родительского долга в 17-30 поехал на КПП Катериновка, на Курск.
Теперь можно ехать хоть на месяц!
Долбанная таможня.
Местная таможня, не в пример Верхнего Ларса или питерского Выборга (где, как и вы проезжал "сквозняком") - "добро" никогда не дает.
"Слуги хреновы" роятся в сумках, пришлось разгружать упакованные вещи, а почему этого не делают на КПП в Норвегии или Польше-Румынии?
Одним словом - уроды, другого слова для этих "слуг государевых" у меня нет.
Традиционный маршрут на Белгород - Россошь, в объезд Воронежа и пробок в Лосево. В 03:00 - "бобик сдох", еле дотянул до Россоши и спать в местном отеле, какая то совсем смешная цена за койку в номере - 500 руб. , душ на этаже, интернет, чистая постель.
С утра в путь, зашел традиционно в Храм в Россоши - воскресная служба, а далее по "срезочке" на М4 через деревню Деризовка на Дону - самый оптимальный путь, особенно на мото с хорошими подвесками, асфальтовая дорога мимо донских балок и оврагов не совсем хорошо качества, зато никаких машин.
Рядом Дон, грех не заехать искупаться, вспомнил фразу Володи Черепахи:
- Не спеша проехать путь до Грузии денька за три, любуясь природой.
Может не дословно, но что то похожее он озвучил на сайте Оффроудпипл.
И куда мне спешить? Во Владик сегодня точно не доеду, с компанией буду "коннектиться" уже в Грузии, потому делаю дорогу продолжением путешествия или началом, а не просто перемещением с пункта А в Б.
С удовольствием искупался на Дону, поговорил с местными рыбаками, даже минералкой меня угостили в дорогу.
По М4 сначала все окей, крейсер 140 км/час, две полосы в каждом направлении. Под Каменском начались заторы, не то что в две, три полосы - куда ехать на авто?
Зато на Гусе-800 сплошное раздолье, смело можно "спрыгнуть" в обочину, обогнать по полю, проехал затор в километров 10 !! очень быстро, жалея клиентов "консервных банок", температура +33 !
Как тут на авто с прицепом ехать, если даже на одном байке не протолкнуться?
Заехал к родственникам в Новочеркасск, те в трансе, как не останешься ночевать? Почему?
- Ребята ждут, надо ехать - попил кофе, поговорили жизни и вперед.
Объездная Ростова встретила непонятно-дикими, вечерними пробками, но тут я на коне, справа по обочине, а то и просто по полю и наконец выезд в сторону Кущевской.
Ночлег в Армавире, чуть раньше, около двух часов ночи, отель рядом с мостом, за 1000 руб. и без интернета.
Проснулся рано, дальше в путь в 7:30, с утра никакой жары - приятная свежесть. Под Нальчиком вспомнил о чудном месте Аушигер - гейзерный бассейн с минералкой известный на всю Россию. Еду практически мимо, как не зарулить, погреть кости, попить водички с температурой +50 и выше.
Теперь точно по принципу Володи Че - дорога, как продолжение путешествия. На все, с дорогой и обедом ушло часа два, зато какой РЕЛАКС.
Под Ростовом на дороге сущий ад, не дай бог сюда на машине!
3-го сентября после обеда прошел быстро две таможни, без досмотра, страховка на АЗС после Казбеги за 20 лари.
Запомнился КПП в Осетии, регистрация для всех, кто едет дальше, на Кавказ.
Подошел офицер, спросил куда едешь, говорю в Грузию, а в Чечне был?
Тут мой конек! Рассказал вкратце о июльской семейной поездке на Кавказ и Эльбрус, потом 3 дня в Чечне, жили в Шали, ездили в Грозный - Чечня очень понравилась!
Причем все, не кривя душой.
Парень, сам чеченец, прям весь "засветился".
- Не надо никуда идти, ты наш гость, счастливого пути!
Кстати, это единственная остановка после Курской таможне, больше никакой полиции, можно сказать, как в Европе!
На АЗС в Гудаури увидел кучку груженых эндуро, наверняка "наши люди" - КТМ-690 и XR-650 узнал сразу - Вантес и Андрей ПГ.
Рядом КТМ-990 вызывал уважение своей снарягой - куча разных сумок и сумочек, защитные дуги, злая резина, складывалось впечатления, что рейдер "белого австрийца" собрался в кругосветку.
Четвертый байк, Версус -650, в этой компании казался "лишним" - дорожная резина и колеса на 17, только подчеркивали "безродность" вполне приличного дорожного байка рядом с эндуро на злой резине.
Начали знакомиться: двоих знаю, еще Стас "Рамштайн" на 990-м и Алексей на "Версусе".
Все отлично, несмотря на выезд с опозданием на двое суток, догнал участников ОФФРОУДПИПЛовского грузинского трипа.
Военно-грузинская дорога, на перевале Кресты - дождь.
Сразу уточнил за лагерь - Вантес твердо ответил:
- Смотри трек, КЕМП 1, наш ночлег там.
Тронулись в путь, ребята помчались по мокрому асфальту, словно угорелые, наперегонки друг с другом, хотя еще с перевала местами моросил дождь.
Куда спешить? Мы уже в Грузии, серпантин и узкая дорога, красивые виды, а все куда то "летим"?
Внизу пару дорожных заторов и строительная техника, там догнал "гонщиков", потом встретили компанию Миши "Головы" и все развернули в обратную сторону. Это нисколько не удивило, на Майские такие "фокусы" были повсеместно, но тут другой момент - в Грузии на байке уже в четвертый раз, есть хорошие знакомые среди местных жителей, где останавливались с ночлегом. Потому поехал по своему усмотрению в хостел у озера Жинвали к грузину Важе - суп харчо, хачапури, сыр, местное вино, а чего еще ехать в Грузию?
Главное есть точка лагеря и не в правилах ОФФРОУДПИПЛ отступать от трека, это тоже уже знал с Майских покатух, значит кровь из носа, но компания доедет до лагеря на привал, а я их там найду чуть позже.
Часок погостил у Важи - поел супа, купил 2 л белого сухого вина и сыр под него. Заехал в кафе Арагви, где постоянно останавливались на перекус - прекрасный имеретинский хачапури + интернет в придачу.
Связался с Женей "грузином", один из немногих, кто катает по Грузии на Гусе-1200 Адвенчер.
Суп харчо, сыр, хачапури... что тут говорить, лучше пробовать!
Давно стемнело, пора в лагерь, попутно слежу за перепиской в грузинской теме Ватсапа - Коля Муколтин на точке Кемп 1 никого не нашел, поехал по треку в обратном направлении. Смотрю кто то точку лагеря в Мапс МИ скинул, совсем отличается от Кемп1, причем километров на 30??
Куда ехать? Начинаю выяснять, благо интернет в кафе отличный - ничего не понимаю, пишут, мол мы на другом месте, а ведь уже чуть не поехал на Кемп1.
Во дела, куда ехать? Задаю в Мапс Ми координаты сброшенной точки - 25 км совсем в сторону от Кемп1.
Выбора нет, вернее он есть - можно ехать в Тбилиси к Жене - 50 км по асфальту, нет, поеду искать лагерь, интересно пообщаться на "дикой" природе с ребятами, с кем на Майские "съел пуд соли" - образно говоря.
Сначала асфальт, потом спуск в деревню, вдоль реки по камням, узкий пешеходный мост, снова по горному грейдеру в пол двенадцатого ночи. Еду по треку, дорога задирает вверх, стоп, искомая точка - 300 м перпендикулярно треку в сторону. Никакой тропы или дороги туда нет - ничего не пойму. Еду дальше, еще пару поворотов по ночной горной дороге в свете фар, но главное не знаю куда ехать. Смотрю на трек, идет удаление от точки лагеря, но до самого лагеря дороги с трека нет.
Что за чертовщина, останавливаю Гуся, сигналю, глушу - тишина, кричу голосом - все равно тишина.
Снова в телефон, благо интернет хоть какой то есть. Вы где? В телефоне тоже "тишина" - никаких сообщений.
На всякий случай включил в нави-программе Локус запись трека, случай чего, хоть легко найду дорогу назад, посмотрел на телефон и Локус ?? Езжу где то "вверху", а Мапс Ми показывает лагерь на берегу?
Трогаюсь вперед, "включаю логику", должна где то быть своротка вправо и путь к озеру, на берегу "гужбанят" ребята, а найти не могу. Дорога задирает вверх и явно удаляется от сброшенной точки. Вместе с возмущением появляется чувство тревоги, ездить по незнакомым горам ночью на тяжелом мотоцикле - это не самое лучшее занятие. Останавливаюсь, глушу байк, разворачиваю на узкой дорожке в ручную, назад на точку лагеря, смотрю на экран телефона, приближаюсь к точке лагеря - 300 м вниз по навигатору, но никакого намека на дорогу.
Хрен его знает, куда "идти", получается почти как в песне Шнура:
- Ехай, ехай на х...
Наконец приходит сообщение от Володи Че - ты не туда поехал, вверх не надо, на развилке прямо и дальше правее.
24:00 - полная темень в горах и куда дальше? Хрен с ним, главное назад дорогу знаю, поеду ночевать к Важе или Тбилиси.
В ночных поездках по горному грейдеру, тем более в одиночку, есть одна "заковырка": незнакомая местность, дорога явно условная с кучами камней, не дай Бог где то приложишься, что тогда?
Был прецедент в Норвегии, легко приложился на сыпухе одного из фьердов, сам не смог поднять байк, т.е. или надо разгружать или ждать товарища и вдвоем.
Потому то в горы в одиночку лучше не ездить.
По приезду со скандинавского трипа специально на электронных автовесах - свесил Гуся800 с сумками, вышло 245 кг! Так это без запасов питьевой воды, а уж тем более вина, которого в Грузии постоянно было в сумке 2-3 л.
Попробуй сам поднять байк весом в 250 кг, если во мне всего 70 кг и рост явно ниже среднего.
Такая "предательская" мысль постоянно сверлила голову, в ночной поездке вокруг Жинвальского озера.
Съехал вниз, есть отворотка влево, на нее, а дальше - разрушенное здание и лай собак, не хватало еще на сторожевого "кавказца" угодить.
Опять Володя пишет, правильно едешь, газуй прямо.
Газую, куда то спуск вниз, подъем и свет впереди - слава Богу нашел!
На часах начало первого!
"И тут Остапа понесло"
Ах мать перемать, считал Оффроудпипл "СВЯЩЕННЫМИ КОРОВАМИ", все вы можете и умеете, куча электронных девайсов под рукой, не можете зайти в Мапс МИ или Нави-Локус, чтобы определить отличие точки лагеря от трека движения. Забивайте гвозди своими нави-девайсами.
По линии трека езжу, а в лагерь попасть не могу, в горах в полночь.
- Хорош кричать, лучше рюмку бери...
Пошла рюмка на ура, слышу дальше:
- Видишь, говорили не найдет? Нашел!
Эх перемать, у вас "ставки", а мне каково ездить в темноте, с риском куда то в пропасть свалиться?
Еще по рюмке, продолжаем "разбор" полетов:
- К вам мужик приехал за 2000 км, в горы, ночью, тут же "салаги" есть, пусть кто то с молодежи на легком эндуро вверх выедет, найдет "заблудившегося", в чем проблема?
Так все уже спять...молодежь и вправду оказалась какая то сильно "правильная" - ложились раньше всех и спали до "победы".
Оказалось, что Володя Че приехал на полчаса раньше меня и тоже искал лагерь вверху по треку, нашел только благодаря рации.
В моем случае рация не "сконектилась" с диапазоном ПИПЛов, негодная, только для супермаркета.
Только благодаря Володиным подсказкам доехал в расположение "лже-"Кемп1", а на самом деле просто берег Жинвальского водохранилища, с которого днем все как на ладони, а ночью с точностью наоборот - сплошные дебри.
Часов до 2-х ночи потихоньку пили со Стасом и Вантесом "бехтеревку" и еще что то, "чесали" за жизнь и отдых - отличный вечер или полуночь вышла.
Ночью ездить по этим местам не очень приятно, вернее, совсем не приятно.
Смотреть окончание ролика, с 4.55 - ребята уже в конце грузинского путешествия снова едут на место 1-й стоянки - ночью, только хотя бы знают куда ехать.
В моем случае в первый день, вернее ночь, можно сказать изрядно перенервничал, пока добрался в лагерь.
Часть - 2.
4/09. Жинвали - Тбилиси.
Утром красота озера покорила, можно даже сказать пафосно, по книжному:
- Ради таких минут жить хочется!!
Дымка над озером, горы, отражающиеся в воде деревья. Хорошо в Тифлис не поехал.
Познакомился с Николаем Муколтином, тепло поздоровались, о чем то говорили, он тоже рассказал, как искал лагерь с другой стороны озера, хорошо хоть днем.
Года четыре назад у нас с Николаем вышел спор на сайте "Мототревелса", виртуальная "заруба" получилась. Зато как хорошо, вот так в далекой Грузии, куда мы оба попали своим ходом, побеседовать с "оппонентом" о жизни, о путешествиях и спорить не о чем - мы сюда вместе приехали, а ярые "спорщики" обычно дома или на работе за компом сидят-флудят.
Нам что доказывать - в одной лодке, под названием "Горная Грузия".
Покупался в озере, отличное настроение, отличная погода, познакомился с остальной компанией. Самый оригинальный оказался Миша Pate (Голова), приехал с женой и детьми на двух байках - ГС800 и КТМ-690!
Пока завтракали Володя Че "расколупал" Хонду-650 Андрея ПГ - что то там с клапанами, вердикт такой, что надо сразу валить обратно, а может еще и проедет тыщу или две км.
По факту где то на пути к Грузии "хрюша650" начала сыпаться, что тут сделаешь?
Все сошлись во мнении - надо ехать дальше и добивать байк до ручки иначе зачем ехал в Грузию? Собрали пол-движка назад, что то подкрутили, мотор стал работать веселее, значит будет жить, пока.
Напоминанием к написанному будет прекрасные клип-фильмы Ивана Вантеса сделанные на камеру Го Про и китай-телефон-навигатор OUKITEL, очень крепкий девайс, у меня такой слетел с крепления на скорости 110 км/час - попрыгал долго по асфальту и ... остался жить-работать, радовать хозяина.
Один день - одна серия, снятые сразу на месте событий, в плане езды - конечно сплошные "срезочки" и "Гуси800" с 990-м там не "летали".
С лагеря уезжал без сожаления, впереди по треку какой то город "вагонеток" и музей Сталина в Гори, нах вам эти музеи?
На "вытянутую руку" средневековая крепость Шатили в первозданном виде через перевал Крест в 2600 м, и по срезке через Тианети, можно попасть в Омало - самые лучшие места в Грузии для эндуро-туриста.
Говорил-писал об этом еще в теме на сайте, но компания неумолима, у них "свое кино".
Уточнил у Володи Че место встречи на завтра, чтобы не получилось как с Кемп1. Поехал на Тбилиси переобуть резину, повидаться с Женей Виражке, знакомы как мототуристы с 2011 года, трижды гостил в его тбилисской квартире, ко мне в Украину он приезжал в 2016 году, как не заехать к другу?
По треку не поехал, назад по вчерашней ночной дороге, через пешеходный мост на военно-грузинскую дорогу, как легко, приятно здесь ездить днем, в отличии от ночи.
Остановка в кафе Арагви - уютное место с хорошей кухней, как раз на дороге. Заказал хинкали с сыром, чай, сижу отдыхаю.
Подъехал парень, вернее ехал мимо, но увидев "Гуся" с навюченой резиной остановился. Зашел, поздоровались, как все байкеры или мототуристы.
Разговорились, вышли посмотреть на мото, у него Хаски-701, 2018 года, таких даже не видел. Новейшая модель пришла на смену КТМ-690.
Едет с Армении, сам этничный армян из Сочи, рассказал о маршрутах по Армении, где ездил, я немного за Грузию и Кавказ, потом речь зашла об эндуро, кто как пришел к "двухколесным джипам".
Затронули Приэльбрусье, он начинает рассказывать, что читал статью в журнале "Мото" несколько лет назад об эндуро поездке по Кавказу и тогда самому захотелось так проехать, почти вокруг Эльбруса.
Ну думаю дела, начинаю конкретизировать некоторые моменты той поездки, о "Золотых воротах", Черкесские Джиласу, он поддакивает, тоже читали?
Да нет говорю, не читал, сам ездил и в журнал написал. Глаза у парня округлились, ну тогда дядя дайте пожму руку, если бы не вы, то наверное до этих пор катался на КТМ-Дуке, а теперь у меня классный эндуро - вся Армения завидовала и угощали в каждом баре!
Еще немного поговорили и каждый поехал по своей дороге, мне в Тбилиси, парню на Верхний Ларс.
Без проблем нашел место шиномонтажа, где в 2016 бортировал колеса, а его там нет?!
Подсказали, что перенесли чуть дальше, развернулся, нашем искомую точку в доме, где ночевали большой украинской компанией во время августовской поездки 2016 года.
Почему шиномонтаж?
В 2015 бортировали во дворе Жени колеса сами, как раз для поездки в Шатили - Омало.
На утро оба моих колеса сдулись, с тех пор пропала охота делать бестолковое "сношение" с резиной, когда рядом есть шиномонтаж - каждый должен заниматься своим делом.
Мастер Давид вспомнил меня, помог разбортировать и поставить "Ралли Скорпион" на Гуся - дорожную резину оставил у него, еще снял высокий ветровик, по горам лучше ездить без стекла.
Встретились с Женей, байк поставил прямо во дворе, даже противоугонную цепь не доставал, переодевшись, пошли вместе в ресторанчик на берегу Куры.
3 литра белого сухого + отличная закусь - хорошо посидели.
5/09/ - Тбилиси.
По утру вставать не хотелось, а тем более куда то ехать, сказался вчерашний бурный вечер в кабаке. Раскачался к обеду, поехал купил симку с интернетом оператора МАГТИ - всего 13 лари = 5дол. на месяц за 4 МГб трафика, на две недели хватит с головой, к тому же на экране цифра 4G, т.е. "летающий" интернет.
Дальше в торговый центр за рацией, вчера с Жекой и Томой нашли в компьютере где купить и даже созвонились, адрес забил в Мапс Ми - приехал по нави в магазин у ж/д вокзала, купил и проверили рацию за 170 лари=65$.
На часах уже 17:00, досиделся нахрен, ехать по быстрее надо, уже явно снова в ночи буду искать лагерь. В Гори обязательно надо заехать, посмотреть музей человека, "придумавшего" Украину в современных границах, только мои соотечественники "подарок" дяди Джо не оценили - "разбазарили" державу...
С ветки Ватсапа узнаю о детективной истории с ПИПЛами, куда угодили в пограничную зону рядом с Южной Осетией, часть задержала полиция, часть уехали.
Да, не скучно ребятам ездить!
К вечеру от передового отряда получаю точку лагеря, от Гори еще 250 км, а уже темнеет. Еду по навигатору по трассе на Батуми, трафик напряженный, машин много. Наконец своротка и последних километров 40 проселочного горного грейдера.
Со второй попытки нахожу лагерь, вначале уперся в какой то ров, пришлось разворачиваться пешком, раскатывая байк на узкой насыпи.
Около 11 ночи приезжаю в лагерь - спешиваюсь, приветствую всех. Встречный вопрос:
- Что так тихо, почему не кричишь?
- Так точку лагеря дали плановую, чего кричать, все Ок!
Понятное дело застолье, потом ставил палатку, потом еще застолье... а иначе зачем в Грузию ехать?
6/09 - Хванчкара.
Утром компания в максимальной комплектации - приехал Сергей Иванов, Димон и Амир, русский латвиец Олегс на ГС800.
Маринка на Ямахе-600, Дима с Казани на ДРЗ400 с большим баком, Володя Че на XR-650, кажется назвал всех - 16 человек, можно сказать ГРОМАДНАЯ компания едет пить Хванчкару и далее в Местию через Лентехи. Отличный трип!
Миша "Голова" семейно ночевали где то в отеле, сказали, что догонят в Хвачкаре.
Лагерь "рассосался", по 2-3 человека поехали на маршрут, в конце остались со Стасом, договорились вместе не только выпивать но и кататься.
Проехали через узкий пешеходный мост, странно, вчера вечером его не видел, даже не понял, по какой дороге приехал ночью на берег озера?
"Кругосветчик" Стас на КТМ-990 с люминиевыми ящиками, вес его байка наверное потянет на все 300 кг ! Рядом ребята велотуристы, коих в Грузии встретили очень много.
Трек пошел по асфальту, серпантин вверх на перевал, небольшая фотосессия, извилистый спуск в долину, где делают самое известное грузинское вино - Хванчкару.
В городе Амбролаури на площади громадная бутылка Хванчкары, оригинальный памятник, похожих не встречал нигде.
После чая и хачапури в местном кафе, тронули дальше по треку, через 15 км метка винного бара. Здесь в ходе беседы с хозяевами кафе узнал интересную подробность - сладкое вино Хванчкару делают из особого винограда Александро с ценой до 8 лари за кило. Потому и вино от 20-25 лари/литр = 10$.
Кто то взял литр за 20 лари, остальные поехали в следующее село, где Стас нашел "наше" вино - 15 лари за 5 литров.
Интересный асфальтовый серпантин сменился пыльным грейдером с камнями. Встречных машин очень мало, видно ездить сюда по разбитой дороге нет желающих .
"Передовики" свернули с дороги на трек, по рации быстро пришла новость - крутые бугры для легких эндуро, а если у вас под задницей 250 кг веса, то это явно не легкий эндуро.
Вантес, Иванов, Володя Че - продолжили штурм срезочки в Цхалтубо к пещере Прометея.
Забил в Мапс Ми Цхалтубо поехал почти рядом с нашим треком, вправо с трассы горный маршрут оказалась "дорогой" весьма условной. Дальше пошел путь между виноградниками, по которому явно никто не ездил, но тропа виднелась.
На бугру под посадками увидел "Африку" Муколтина, сам Николай был явно не в духе:
- Нет здесь дороги, заросла. Чего сюда переться, на этом мотоцикле еще домой ехать надо!
ЗОЛОТЫЕ СЛОВА, мне всегда надо домой ехать на мотоцикле, по другому даже не планирую.
Коля развернул "Африку" и уехал назад. Поставив "Гуся", пошел смотреть - нечего смотреть, заросшая лесопасадка, на каком-нибудь ДРЗ-400Е можно конечно попробовать пробиться через терни, как было, например, на Майские, но только не на ГС800.
Вернулся к мотоциклу, с трудом развернул под горку, поехал догонять Николая.
На трассе встретил Рамштайна, тот тоже ехал на "нашу дорогу" по Мапс Ми. Жестом показал - ловить нечего, помчали на Кутаиси по асфальту и оттуда в Цхалтубо.
У пещеры Прометея, вернее не доезжая пару км увидел припаркованные возле бара байки Стаса и Николая - это по нашему, что, что, кухня у грузин прекрасная.
Ребята перекусывали основательно, заказал харчо + салат с зелени и лимонад "крем-сода", вкус точно, как в детстве. Умеют грузины делать не только вино, харчо и хачапури, но еще и вкусные лимонады, а у нас все только разные буржуйские "колы".
В пещеру не пошел, был в 2015 - красивое действо за деньги.
C лагерем получилась настоящая заморочка: дважды искал - не нашел, причем второй раз МАПС МИ повел искать точку лагеря куда то за реку, где встретил таких же "сусаниных" - Андрея ПГ и Леху.
Они даже с рацией и переговорами не понимали куда ехать ставить палатки. Оказалось "умный Мапс МИ" повел нас на другую сторону реки, хоть по какой то дороге, сам же лагерь стоял напротив, но никакой дороги к нему не было - попробуй объясни это навигатору?
Спуск на "базу" от Вантеса и Сергея Иванова, именно они нашли столь затычное место, для Лешиного "Версуса" оказался совсем "героическим", с падениями и прилажываниями.
А как вы хотели на дорожной резине и дорожном байке ездить вслед за Вантесом?
P.S.
На этом грузинские записи обрываются, дальше некогда было доставать нетбук и что писать, то погода с дождями, то "апохмеловка" или просто желание - ничего не делать. Писать отчет-впечатление, это все же работа, порой работа для души, чтобы, как говаривал один знакомый турист:
- Длинными зимними вечерами снова окунаться в приятную, теплую атмосферу летних приключений на мотоцикле или авто.
Какие то обрывистые записи делал, впереди точно будет время их "причесать" и довести до состояния приятных воспоминаний изложенных на бумаге.
- - - Добавлено - - -
Последнее редактирование: