on-line Майский тур Волгоград-Дагестан-Осетия!!!
Ночевали в семьях. Есть такое понятие Куначество. Нас разбили по не кольцо человек и главы поселений забрали нас в свои дома. Где нас кормили и поили. Очень уважительная и приятная церемония.
Гостеприимство и куначество - древнейшие обычаи, сохранившиеся на Кавказе до наших дней. Время возникновения куначества относят к седей старине, но точный период пока не установлен. Одним из самых ранних источников существования на Кавказе кунаков может служить свидетельство генуэзца Джорджио Интериано, который в конце XV много лет прожил на Кавказе и по возвращению домой в 1502 году издал книгу, в которой описал этот обычай.
"Кунак" - в переводе с тюркского означает "гость". Двое мужчин, принадлежащих к разным родам, племенам или народностям, вступали в тесные дружеские отношения и оказывали друг другу помощь и защиту - становились кунаками. Кунак воспринимался как друг семьи, почти родственники.
Если обычный гость оказывался под покровительством хозяина лишь на тот период, пока он находился в его доме, то кунаки были связаны между собой постоянными и нерушимыми узами дружбы, которой они должны были быть верны при любых обстоятельствах.
Обычай гостеприимства обязывал хозяина обеспечивать защиту гостя лишь в пределах собственного владения, а кунак отвечал за безопасность кунака где бы он ни был, более того - обязывал даже мстить за обиду или смерть кунака.
В Дагестане, как и в других районах Северного Кавказа, было распространено наследственное куначество, когда тесные дружеские отношения поддерживались семьями на протяжении нескольких поколений. Семья, имевшая много кунаков, пользовалась уважением в селе, поэтому каждый по возможности старался иметь своего кунака.
Лев Николаевич Толстой в своем дневнике указывал, чтобы стать кунаком, то есть другом, по обычаю нужно обменяться подарками и затем принять пищу в доме кунака. Указывая на дружеские отношения между казаками и горцами, он писал: "Живя между чеченцами, казаки породнились с ними и усвоили себе обычай, образ жизни, нравы горцев".
Ни этнические, ни религиозные различия не препятствовали установлению куначеских отношений. Горцы, казаки, грузины и армяне поддерживали этот обычай. Напротив, это в каком-то смысле даже способствовало их возникновению, поскольку, только став кунаком, человек иной веры или иной этнической принадлежности мог с уверенностью рассчитывать на безопасность своего путешествия и успех своей деятельности. Казаки и горцы, поддерживавшие куначеские отношения, были взаимно связаны долгом гостеприимства, и в каждой станице можно было встретить казачьи семьи, которые заводили себе кунаков в горских аулах. Куначеские связи между казаками и горцами не прерывались даже в период Кавказской войны.
Каждый горец-еврей имел в других аулах своих кунаков, еврея или мусульманина, у которых он останавливался. В условиях Дагестана развитие торговли в значительной степени зависело от наличия более или менее развитых куначеских связей. Развитие балхарского керамического производства, например, было бы немыслимо без многочисленных куначеских связей балхарцев по всему Дагестану.
Армяне же, издавна жившие в Черкесии, осуществляя свою торговую деятельность, старались иметь кунаков среди адыгов. А грузины из Тушети имели кунаков в дагестанском селении Хварши.
Как принять кунака?
Нормы обхождения кунаков, традиционные правила приема, содержания и обслуживания кунака были детализированы до мелочей, их соблюдение вменялось в обязанность всем членам общества. В горах Дагестана зачастую весть о том, что в селение едет чей-то кунак, разносилась до его прибытия. Поэтому часто кунак был еще в дороге, в окрестностях селения, а хозяин с сыновьями, братьями и уже выходили его встречать. При этом считалось неприличным ожидать гостя за селением, в начале селения или на годекане. Встреча происходила у дома хозяина. Традиционные нормы поведения предусматривали особое отношение к кунаку со стороны принимающего его хозяина буквально с первых же минут свидания. Хозяин и его домочадцы всем своим видом подчеркнуто выказывали радость по поводу приезда кунака. Повсеместно горцы придерживались и такого неписанного правила: бульон, поданный кунаку, гость должен был съесть до конца.
Наш кунак Ибрагим. Теперь мы дружим семьями.